Дарья Полонская (3 класс) «По Земле Обетованной». Путевые заметки /продолжение/. 1996
Из Журнала Классической гимназии
Глава III. Краткая история Иерусалима
Перед нами Иерусалим — священный город трёх религий, иудаизма, христианства и ислама. Пословица гласит: «Существует десять мер красоты — девять из них находятся в Иерусалиме, и только одна за его пределами». Иерусалим, расположенный на Иудейских холмах, является святыней всего человечества. Для мусульман — это Эль Кудс, священный, для евреев — Город мира, Ершалаим, для христиан — это место Страстей и распятия Христа.
В мире не найти города, который был бы причиной такого количества вооруженных конфликтов, как Иерусалим. На Иерусалим нападали и опустошали египтяне, вавилоняне, греки, римляне, персы, мусульмане, христиане, мамелюки и турки.
История древнееврейского народа нашла отражение в Библии. Согласно Библии, прежде, чем прийти в Ханаан (так древние евреи называли Палестину, в которую Бог повелел идти Аврааму, предку всех еврейских, арамейских и арабских племён) израильтяне, потомки внука Авраама, Иакова (его второе имя — Израиль), обосновались в Египте. Там они попали в рабство; стенания угнетённого народа Господь услышал и призвал Моисея, еврея из колена (рода) Левия, вывести народ израильский из Египта. На Синайской горе Яхве явился Моисею и дал ему десять заповедей: запретов и повелений народу, живущему перед Богом. Между народом Израиля и Богом был заключён договор — «Завет», благодаря которому толпа вчерашних рабов становилась народом. Народ обещал исполнять волю Бога, за что Яхве даровал ему землю Ханаан. Нарушение завета грозило жестокими карами, вплоть до полного истребления народа. Моисею не было суждено ступить на землю Ханаанскую. Предводителем еврейских племен, появившихся в Палестине, Библия называет Иисуса Навина.
Утверждение еврейских племен в Палестине происходило в жестокой и длительной борьбе с древнейшими обитателями этой земли, ханаанеянами, говорившими на языке, близком к еврейскому. Одновременно евреям приходилось отбиваться от наступающих из пустыни кочевников. Подчинить своему влиянию древнюю Палестину пытались также хетты и Египет. Опасность сплотила еврейские племена и ускорила их объединение в государство. В XIII в до Р.Х. в Палестину вторглись филистимляне, один из «народов моря» — разнообразных по происхождению племен, уничтоживших могучую хеттскую державу и заставивших Египет защищаться от их натиска. Таким образом, земля Ханаан на некоторое время избавилась от тягостного внимания соседних великих держав, что и позволило в Палестине создать довольно сильное государство Израиль. Время его ассирийской провинцией. В 587 г. вавилонский царь Навуходоносор опустошил город и разрушил храм. Теперь вера в Бога Яхве становится для иудеев символом национального единства, а восстановление национальной самостоятельности связывалось с восстановлением Храма в Иерусалиме.
Сооружение Второго храма было завершено в 517 году до Р.Х. Храмовый комплекс, расположенный на горе, с годами увеличился и расширился, превратившись в одно из чудес света.
Вся последующая история Израиля — бесконечная отчаянная борьба за независимость: Александр Македонский делает Иудею провинцией своего царства, затем превратившейся в окраину Римской империи, в 614 году в страну вторглись персы, а спустя 20 лет арабы завоевали Иерусалим и правили там до прихода в 1099 году крестоносцев из Европы. Но в 1187 году Иерусалим вновь оказывается под владычеством султана, позже смененного мамелюками, когда Палестина стала частью Оттоманской империи. Так продолжалось до середины XIX века, когда вновь возродился интерес к Святой Земле. В 1860 году начали создаваться первые еврейские кварталы за пределами крепостных стен, и уже в 1915 году еврейское население возросло до 100 тысяч жителей (с 11 тысяч во второй половине XIX века). В декабре 1917 года турки капитулируют, и спустя три года начинается действие британского мандата в Палестине, от которого Англия отказалась в 1947 году из-за непрекращающихся стычек между арабами и евреями.
В результате мандат оказывается поделенным между евреями и палестинскими арабами, а через несколько часов новорожденное Израильское государство подвергается нападению всех своих соседей. Эта война, известная под названием Войны за независимость, окончилась через полтора года. Старый город и все святые места отошли к Иордании, а западная, более современная часть, Израилю. В самом центре Иерусалима воздвигли стену, и население двух секторов города не могло объединиться в течение девятнадцати лет. 5 июня 1967 года иорданская артиллерия открыла огонь по еврейской части города, что привело к объединению города и объявлению Израиля об аннексии старого города и стены у Иордании. К сожалению, в старом городе были взорваны 27 синагог и уничтожены все школы Талмуда, а те, что не были разрушены, служили иорданцам отхожими местами или свалками. Зато Стена Слез (Стена Плача) каким-то чудом уцелела. Тысячи евреев устремились в старый город, чтобы прикоснуться к древним камням.
Любовно евреи восстанавливали свой многострадальный город, его синагоги, дома, улицы, площади, и теперь Иерусалим — крупный культурный центр, с музеями, галереями, театрами, кинозалами, университетом. Как во всякой столице есть там и судебные, административные и законодательные учреждения. Множество магазинов на любой вкус и достаток соперничают с экзотическими восточными базарами. Поражает многообразие лиц, наречий, одежд; суета и толкотня на улицах; доброжелательность и терпимость ко всякому человеку; таинства святых мест, вызывающие постоянные ассоциации с Библией...
Обозревая прошлое и настоящее этого города, можно сказать, что он был и остается одним из самых замечательных мест на земле.