А.-И. Марру. История воспитания в античности (Греция)

ГЛК, 1998
ISBN 5-87245-036-2

Перевод с французского А.И. Любжина, М.А. Сокольской, А.В. Пахомовой

 

ВВЕДЕНИЕ

Должен ли я просить извинения у научной общественности за то, что посвящаю общее исследование теме уже не новой, по которой существует целый ряд солидных книг, лоснящихся от долгого пользования? Но книги эти начинают устаревать, постепенно исчезая под скапливающейся пылью частных исследований и находок. Возникает необходимость в подведении итогов и общем обзоре, который включил бы в себя реальные достижения всего накопленного.

Эта необходимость тем более настоятельна, что научные исследования осуществляются анархически: одни участки разрабатываются с таким — порою чрезмерным — рвением, что почва их бывает вскоре перекопана вдоль и поперек, а другие, заслуживающие, может быть, большего внимания, остаются в небрежении. При попытке возвести целое здание эти пробелы обнаруживаются. Читатель на самом деле найдет в этой книге даже больше нового, чем мне бы хотелось: зачастую мне приходилось создавать целую стену, для которой я не находил у своих предшественников достаточно подготовленного материала.

С другой стороны, историческое знание, частный случай знания о человеке, по самой своей сути изменчиво и всегда неокончательно. Наши взгляды на человека, мир и жизнь непрерывно меняются; в истории нет такой темы, к которой не нужно было бы время от времени возвращаться, чтобы поместить ее в должной перспективе, так как общее освещение успело перемениться.

Наконец, всегда полезно иметь сжатое изложение сколько-нибудь значительного вопроса, хотя бы в качестве введения в углубленное его изучение. В первую очередь потребность в таковом испытывают наши студенты. Я счел своим долгом также подумать и просто об образованной публике: она имеет полное право быть в курсе результатов научной работы; ученость — не самоцель, она должна стать одним из источников, питающих культуру нашего времени.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие к шестому изданию (перевод М. А. Сокольской)

 

ВВЕДЕНИЕ

Перевод М.А. Сокольской

Античное образование. Современное образование. — Кривая его развития. — От благородного воина к писцу. — Восточный писец. — Образование восточного писца. — Минойские и микенские писцы.

 

Часть I

ПРОИСХОЖДЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: ОТ ГОМЕРА ДО ИСОКРАТА

Перевод М. А. Сокольской

 

Глава 1

ГОМЕРОВСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Историческое толкование Гомера. — Гомеровское рыцарство. — Рыцарская культура. — Хирон и Феникс. — Пережитки рыцарства. — Гомер, воспитатель Греции. — Гомеровская мораль. — Подражание герою.

Глава 2

СПАРТАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Архаическая культура... — военная и гражданская... — спортивная... — ...и музыкальная. — Великое отречение. — Государственное образование. — Довоинское обучение. — Тоталитарная нравственность. — Образование девочек. — Спартанское чудо. — Утраченные иллюзии.

Глава 3

ПЕДЕРАСТИЯ КАК ОБРАЗОВАНИЕ

«Греческая любовь», воинское товарищество. — Педерастическая мораль. — Любовь между мужчинами как педагогический метод. — Благородное воспитание в VI веке. — Его пережитки: отношения учителя и ученика. — Воспитательница Сапфо.

Глава 4

«ДРЕВНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В АФИНАХ

Уже не воинское... — Демократизация аристократической традиции. — Возникновение школы. — Физическое воспитание. — Музыкальное образование. — Воспитание поэзией. — Обучение грамоте. — Идеал καλοκάγα9ια.

Глава 5

НОВАТОРСТВО ПЕРВОЙ СОФИСТИКИ

Первые медицинские школы — ...и философские. — Новый политический идеал. — Софисты как воспитатели. — Ремесло преподавателя. — Искусство государственной деятельности. — Диалектика. — Риторика. — Общая культура. — Гуманизм софистов. — Сократическая реакция. — Духовность против спорта.

Глава 6

ОСНОВОПОЛОЖНИКИ КЛАССИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ:

I. ПЛАТОН

Малые сократики. — Политический идеал и политическая деятельность Платона. — Поиски истины. — Устройство Академии. — Утопия и предвосхищения. — Традиционное начальное обучение. — Роль математики. — Цикл философского обучения. — Величие и одиночество философа.

Глава 7

ОСНОВОПОЛОЖНИКИ КЛАССИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ:

II. ИСОКРАТ

Деятельность Исократа. — Среднее образование. — Преподавание риторики. — Его воспитательная ценность. — Гуманизм Исократа. — Исократ против Платона. — Дух тонкости и дух геометрии. — Два столпа храма.

 

Часть II

КАРТИНА КЛАССИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ЭЛЛИНИСТИЧЕСКУЮ ЭПОХУ

(перевод А. И. Любжина)

 

Глава 1

КУЛЬТУРА «ПАЙДЕЙИ»

Состояние вопроса. — Образование как центр эллинистической цивилизации. — Религия культуры.

Глава 2

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Общественное образование. — Муниципальная принадлежность. — Афинская эфебия. — Ее развитие в эллинистическую эпоху. — Эфебия вне Афин. — Должностные лица эфебии. — Нет государственных школ. — Школьные фонды. — Частные школы. — Литургии и фонды поддержки. — Официальные игры и празднества.

Глава 3

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ (перевод А. В. Пахшовой)

Физическое воспитание и спорт. — Бег. — Прыжок в длину. — Метание диска. — Метание копья. — Борьба. — Бокс. — Панкра-тион. — Обучение гимнастике. — Общая физическая подготовка. — Уход за телом. — Гимнасии и палестры. — Упадок гимнастики.

Глава 4

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Рисунок. — Инструментальная музыка - лира. — Пение с сопровождением и хоровое пение. — Танец. — Отступление музыки в культуре и воспитании.

Глава 5

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Отсутствие начальной школы. — Гувернер, или педагог. — Распространение начальной школы. — Школьные помещения. — Условия работы учителя. — Школа и воспитание. — Расписание занятий. — Школьный календарь.

Глава 6

НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Чтение. — Алфавит. — Слоги. — Слова. — Тексты и антологии. — Чтение наизусть. — Книги, тетради и дощечки. — Письмо. — Счет. — Лаконичная и жестокая педагогика.

Глава 7

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ВТОРОГО УРОВНЯ

Классики. — Гомер. — Другие классики. — Ученая филология и образование. — План и методика изучения авторов. — Чтение и декламация..— Объяснение текста. — Моральная ценность образования. — Грамматическая наука. — Практические упражнения на изложение.

Глава 8

НАУЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Преподавание математики. — Идеал εγκύκλιος παιδεία. — Геометрия. — Арифметика. — Музыка. — Астрономия. — Упадок изучения наук. — Арат и литературное изучение астрономии.

Глава 9

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: I. МАЛЫЕ ФОРМЫ

Общая культура эфеба. — Музей и высшее научное образование. — Настоящего технического образования нет. — Преподавание медицины.

Глава 10

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: II. РИТОРИКА

Царица наук — риторика. — Риторическая практика.

Глава 11

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: III. ФИЛОСОФИЯ

Перевод А.В. Пахомовой

Обращение в философию. — Философское образование. — Соперничество между философами и риторами. — Историческая география эллинистических школ.

 

Заключение

КЛАССИЧЕСКИЙ ГУМАНИЗМ

История и ценность. — Человек как ребенок. — Человек целиком. — Первенство морали. — Человек как таковой. — Человек против специалиста. — Словесный, а не научный гуманизм. — Ценность традиции. — Нерасчлененная многосложность. — По ту сторону гуманизма.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ