Внимание! Новый курс. Разговорная латынь онлайн!
09.07.2020
Длительность курса составляет 30 занятий по 2 академических часа.
Занятия будут проходить дистанционно на платформе Zoom.
КРАТКАЯ ПРОГРАММА ОНЛАЙН-КУРСА «ЖИВАЯ ЛАТЫНЬ»
«Живая латынь» (Latinitas viva) — это международное движение за восстановление латинского как языка наднационального общения и как средства рецепции важнейшего пласта Европейской цивилизации. По сути, это современная форма традиционного латиноязычия Западной цивилизации — традиции, истончившейся за последние двести лет, но продолжающейся и в наши дни. К этой традиции латиноязычия начиная с XVII века была приобщена и Россия, где латынь до начала ХХ века была языком науки и Церкви, а также поэтических упражнений. Данная традиция делает некорректным причисление латинского к «мертвым» языкам.
Роль латыни в жизни Европейской цивилизации глобальна, ее нельзя сводить к функциям регионального языка, обслуживающего одних только «носителей», существование которых, по оценкам некоторых специалистов, является единственным критерием «живого» языка. Такой формализованный подход не учитывает культурно-исторической специфики латыни в сравнении с другими древними языками, игнорирует опыт выдающихся латинистов современности – недавнего прошлого (А. Баччи, К. Эггера, Х.М. Мира, Я.М. Боровского, Ц. Эйхензеера) и наших дней (В. Штро, Л. Миральи, М. Агосто, Д. Сакре и других), — владеющих латынью едва ли не на уровне родных языков.
Вместе с тем, консервация, фиксированный характер ее грамматической структуры заставляют усомниться в корректности самого термина «живая латынь», однако обеспечивают практический универсализм этого древнего и вечно юного языка: доступность понимания текстов любого исторического периода Европейской цивилизации и возможность порождать тексты, которые были бы доступны для усвоения в любую историческую эпоху.
Феномен «живой латыни» неоднороден и многолик, в дидактическом плане он подразумевает коммуникативную («натуральную») методику обучения как путь к беспереводному чтению латинских текстов от Античности до современности и тем самым дает инструмент непосредственного приобщения к духовной сокровищнице Европейской цивилизации.
Предлагаемый онлайн-курс ставит своей целью приобщение к описанному опыту путем формирования и развития начальных навыков разговорной латыни на основе учебника Г. Эрберга «Lingua Latina per se illustrata», — его первой части «Familia Romana».
Подробнее:
http://www.lingvoglk.ru/languages/latin
Средства обучения:
1. H.H. Ørberg. Lingua Latina per se illustrata. Pars I: Familia Romana (любое издание).
2. H.H. Ørberg. Lingua Latina per se illustrata. Exercitia Latina I (любое издание).
3. H.H. Ørberg. Lingua Latina per se illustrata. Colloquia personarum. Grenaa: Domus Latina, MMV.
4. G.A. Laminarius (qui et Čepelák). Lingua Latina per se illustrata. Rationis, qua tirones doceantur, adumbratio / Seminarium Taboriense de libro c.n. “Familia Romana” methodisque docendi [Электронный ресурс].
5. Белоусов А.В. Из личного опыта преподавания классических языков «натуральным» методом // Аристей: Вестник классической филологии и античной истории. 2020. № 21. С. 299–329.
6. Следников А.Г. Рецепция античного наследия: движение «живой латыни». Сергиев Посад: МДА, 2019.
7. Следников А.Г. Русско-латинский разговорник. М.: ДПК Пресс, 2020.
8. Фрич А. Обучение устной речи на латыни: история, задачи, возможности / Пер. с нем. А.Г. Следникова. Ред. пер. В.В. Дементьевой. М.: ГЛК Ю.А. Шичалина, 2017.