Вводные замечания о средних веках и Византии и вопросы к периоду от Константина Великого до Оттона Великого
Ю.А. Шичалин
Неудовлетворительность имеющихся в средней школе учебников истории – не новость для профессиональных педагогов. В частности, эту неудовлетворительность приходится констатировать в связи с изложением раннего периода русской истории и того русла европейской цивилизации, в котором наша страна возникла и развивалась. А именно, ради лучшего понимания ранней истории нашей страны особенное внимание в программах наших школ следовало бы уделить истории Римской империи (Imperium Romanum), или державы Ромеев (ἡ ῾Ρωμαίων ἀρχή, ἡ ῾Ρωμαίων πολιτεία, ἡ ῾Ρωμανία), как ее называли по-гречески. Но этот более чем тысячелетний период существования державы Ромеев практически неизвестен нашим школьникам. В некоторых учебниках истории т.н. Средних веков он в лучшем случае несколько раз упоминается. Например, в заслуженном учебнике Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского История Средних веков. 6 класс (М., 2012) т.н. Византии посвящено два параграфа главы II; в белорусском пособии История средних веков: V — XIII вв. (учеб. пособие для 6-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / В. А. Федосик [и др.]; под ред. В. А. Федосика, Минск, 2009 – это пособие можно найти среди учебных материалов портала Логос) – страницы 21-23…
В Классической гимназии при Греко-латинском кабинете для курса Средних веков используется один из хороших школьных учебников, почему-то названный экспериментальным, а именно, История средних веков, учебник для VII класса М. Бойцова и Р. Шукурова (М., 2012). Несомненным достоинством учебника следует считать подборку источников и несколько глав о т.н. Византии, написанные Р. Шукуровым. Но все же и в этом учебнике не удается избежать целого ряда недостатков в изложении этого периода.
Прежде всего само рассмотрение державы Ромеев в курсе истории Средних веков сразу неправомерно смещает перспективу изложения в целом. Кто не знает об искусственности и очень узкой исходной применимости понятия «Средних веков»1? Это понятие естественным образом возникало и было уместно в мощно развивающейся Италии XIV-XV вв. и в особенности в Риме, который стал вспоминать о своем былом величии: Петрарка, вновь оценивший и научившийся воспроизводить язык Цицерона и Вергилия, говорил о предшествовавшей ему эпохе как о темных веках; но в XV веке итальянцы не сомневались, что новое время уже наступило. Поэтому вся предшествующая история Италии рассматривалась как преодоление предшествующего мрачного периода и возвращения к славной и светлой языческой древности. Тесно связанный с флорентийской республикой и одно время бывший ее секретарем Леонардо Бруни (ок. 1370 – 1444), сетовал на то, что в его времена непереносимая гордыня поразила папство2, и вспоминал Рим языческий и республиканский. Как можно было доверять папам, если Лоренцо Валла (1407-1457) показал всю беспочвенность их притязаний на земли, якобы дарованные папе Сильвестру самим императором Константином: в 1440 году Валла написал сочинение, показавшее подложность дарственного акта Constitutum Constantini, который обосновывал не только принадлежность папам огромных территорий, но и их право короновать римских императоров, поскольку император Константин якобы передал им все атрибуты императорской власти…
Валла, в частности, ясно пишет о том очевидном обстоятельстве, которое ускользает от авторов наших учебников: «Мы хорошо знакомы с тем, какие цари были у персов, мидян, халдеев, евреев и многих других народов; мы знаем, как каждый из них получил свое царство; нам известно, удержал ли он царство в своих руках, или потерял его и, потеряв, вернул ли его себе обратно. А вот о том, как Римская, или, вернее, Сильвестрова, империя возникла, как она пала, когда все это произошло и кто участвовал в этих событиях—об этом неизвестно даже в самом Риме… Вы не в состоянии ничего сказать в свою пользу, я же, со своей стороны, докажу, что Константин владел Римской империей вплоть до последнего дня своей жизни и что затем ею владели один за другим все остальные цезари»3…
Но и Флавио Бьондо (1392-1463), бывший секретарем при четырех папах, описавший тысячу лет упадка Рима (c 410 по 1412)4 и считавший, что папство в Риме сменило и в известном смысле заместило императорскую власть, также видел в Риме до Цезаря пример для подражания и был уверен в наступлении нового времени. Италоцентризм при взгляда на историю Европы по мере развития отдельных стран и их знакомства с античностью сменялся более общим и широким подходом, но западная Европа естественным образом оставалась и точкой отсчета, и целью изложения всей предшествующей истории. Европейская историческая наука возникает именно в этой перспективе и на фоне уже существующих итальянских изложений предшествующей истории: недаром первым научным историческим трудом в современном смысле слова считают именно Историю Флоренции уже названного Леонардо Бруни.
В конце XVII века профессор риторики и истории основанного в 1694 году Фридрихс-университета в Галле Кристоф Келлер подготовил и опубликовал свою Историю средних веков5, которая вошла в компендий Всеобщей истории, увидевшей свет в Йене 1702 году (Historia universalis breviter ac perspicue exposita, in antiquam, et medii aevi ac novam divisa): войдя во всеобщую историю, «средние века» перестают восприниматься как часть италоцентрической или специально римско-католической схемы изложения западно-европейской истории, а начинают рассматриваться как наступившая после языческой античности мрачная эпоха римско-католического христианства, смененного новым временем, которое пришло в результате реформы Лютера. Но постепенно нео-языческий, римско-католический и протестантский подтексты столь привычной нам схемы стираются, и она начинает восприниматься как примета некоего, так сказать, научного изложения истории как таковой: поэтому можно услышать и прочесть не только о средневековой Руси6, но и о средневековом Китае, Японии, и пр.
Но если реагировать на китайское и японское «средневековье» не входит в нашу компетенцию, то осознать неправомерность понятия «средневековой Руси» – это наше дело, потому что как бы ни стиралось это весьма яркое и определенное понятие средних веков и как бы ни принимало вид некоего абстрактного (отвлеченного от своего происхождения) научного термина, в школьном курсе истории Средних веков (в рамках Всеобщей истории) и в учебниках по этому курсу оно вполне соответствует своему исходному смыслу: вот почему в наших школьных учебниках достаточно подробно освещается история западной Европы, но не дается практически никакого представления о непрерывном развитии Римской империи, или Державы Ромеев. В самом деле, если мировой исторический процесс идет по схеме античность – средние века – новое время, то места в этом процессе ни для т.н. Византии, ни для России практически не остается.
О «т.н. Византии» речь идет потому, что «Византия» – еще одна искусственная конструкция западноевропейской научной мысли. Эта конструкция имеет очень косвенное отношение к тому, чем себя считали и чем были правители и подданные Римской империи, сознательно сменившей столицу и создавшей Второй Рим – Константинополь.
О том, что Византия – искусственное и условное понятие, всем точно так же очень хорошо известно: об этом обычно упоминается даже при самом беглом изложении ее истории. Но о том, что и это понятие – как и понятие Средних веков – также весьма тенденциозно, говорится редко. В оглавлении ресурса История Европы в соответствии с Википедией7 очерк Византийской империи начинается с объяснения имени: в 1557 году Иероним Вольф издал свод источников Corpus Historiae Byzantinae. Иероним Вольф переводит поздних греческих историков Иоанна Зонару, Никиту Хониата, Никифора Григору и Лаоника Халкокондила; труд последнего (ученика Плифона) доведен до 1463 года, и в нем регулярно употребляется название «Визáнтий» (разумеется, как указание на определенное место, а не как обозначение империи), под «ромеями» понимаются современные римляне, и повествование ведется о гибели греков («эллинов») и невероятном возвышении турок… В духе тогдашнего словоупотребления латинян Вольф говорит и об «империи греков», а также – расширительно понимая прилагательное «византийский» – о «византийской истории»8...
В том же смысле «византийскую историю» рассматривали и составители знаменитого многотомного собрания текстов scriptorum historiæ byzantinæ (т.н. Byzantine du Louvre): турецкий султан после захвата Константинополя стал называться Кайзер-и-Рум (Цезарь Рима)9, но Король-Солнце Людовик XIV побудил французских ученых заниматься «византийской историей» с целью доказать свои права на Константинополь, который был столицей Латинской империи 1204-1261…
И все же Византия не сразу входит в научный обиход: еще знаменитый Гиббон говорит о The History of the Decline and Fall of the Roman Empire10, а не о Византии; но в XIX веке, когда немцы переиздают и дополняют Corpus scriptorum historiæ byzantinæ, это название утверждается. Не в последнюю очередь – в силу его удобства: история средневекового Запада воспринимается как центральное русло европейской цивилизации и для этого идет речь о западно-римской империи как о чем-то самостоятельном, а в пару к этой не существовавшей до Карла Великого западной империи придумывается восточная, или Византия: но услышав о «Византии» или «Византийской империи» никто ни за западе, ни на востоке Римской империи, или державы Ромеев, не понял бы, о чем ведут речь современные историки...
Поэтому очередную гимназическую конференцию мы предполагаем посвятить Римской империи, или державе Ромеев, рассмотрев ее непрерывную и весьма поучительную историю во многих аспектах, прежде всего – с истории: мы выбираем фрагмент этой историю со времени основания императором Константином на месте старинного города Визáнтия Нового Рима и переноса столицы этот город, за которым очень быстро закрепилось имя Константинова града, Константинополя (ἡ Κωνσταντίνου πόλις, Κωνσταντινούπολις); и завершаем рассмотрение временем падения Константинополя в 1453 году.
Рассмотрению в первую очередь подлежат те разделы Учебника средних веков Бойцова-Шукурова, которые ясно показывают, что искусственная терминология повлекла за собой искаженное понимание исторической действительности. В самом деле, если Византия была, то первый вопрос, встающий в связи с этим: когда она возникла? И вслед за ним встанет много других вопросов. Поэтому мы начинаем подготовку к конференции с анализа некоторых выдержек из учебника Истории средних веков и тех вопросов, которые они вызывают. Первый анализируемый период, к которому предложены вопросы, – от Константина Великого до Оттона Великого.
395
Окончательный раздел империи на Западную и Восточную
Бойцов-Шукуров:
«Основателем Византийской державы считается римский император Константин Великий (306—337)…».
«В 395 г., после смерти римского императора Феодосия единая Римская империя разделилась на два самостоятельных государства — Западно-Римское со столицей в Риме и Восточно-Римское (т. н. Византию) со столицей в Константинополе…».
«В пределы Восточно-Римской империи в IV в. вошли Балканский и Крымский полуострова в Европе, Малая Азия, Кавказские земли, Сирия, Палестина, Египет, а также Крит, Кипр и другие острова в Средиземном море. Восточно-Римскую империю населяли многие народы — греки, сирийцы, армяне, грузины, евреи и др. Больше всего было греков, и греческий язык, вытеснив латинский, со временем стал государственным языком империи.
Византия в середине IV в.
Восточно-Римскую империю стали называть в Западной Европе Византийской империей, или Византией, а жителей ее — греками. Однако сами подданные империи продолжали считать себя римлянами (по-гречески — «ромеи»), а свое государство — Римской (Ромейской) империей. Под именем римлян знали византийцев и восточные народы…».
476
Падение Западной Римской империи
Бойцов-Шукуров:
«Если взятие готами и вандалами Рима, разграбление «Вечного города» произвело на современников ужасающее впечатление, то окончательное исчезновение Римской империи не все даже заметили. Слишком давно уже было ясно, что дни ее сочтены, слишком будничной оказалась ее кончина.
В последние годы существования империи дворцовые перевороты следовали один за другим. В 475 г. императором был провозглашен юноша Ромул Август. По странному совпадению в его имени соединились имена основателя города Рима — Ромула и первого принцепса (императора) — Октавиана Августа. Поскольку за Ромула Августа правил его отец, а сам он не играл никакой политической роли, в истории за ним утвердилось снисходительное прозвище Августул, т. е. «Августишка», «Августенок».
В 476 г. один из военачальников — варвар Одоакр во главе войска, состоявшего из разных германских племен, поднял мятеж. Он убил отца Ромула Августула, а самого императора низложил и сослал в поместье под Неаполем. Там Ромул Августул — последний римский император — вскоре тихо скончался.
Переворот 476 г. отличался от множества подобных лишь тем, что Одоакр не стал провозглашать себя императором. Видимо, этот титул обещал больше хлопот, чем почестей. Одоакр заставил римский сенат заявить, что западной части империи не нужен собственный император. Пусть впредь будет лишь один император — на Востоке, в Константинополе. И Одоакр отослал туда оставшиеся после Ромула Августула знаки императорской власти — диадему и пурпурную мантию.
На этом Западная Римская империя перестала существовать. Восточная Римская империя, которую позже стали называть Византией, жила еще тысячу лет — вплоть до середины XV в.».
800
Восстановление Империи на Западе
Бойцов-Шукуров:
«Держава Карла занимала большую часть Западной Европы. Размерами она вполне могла сравниться с исчезнувшей в V в. Западной Римской империей. Но реальной власти у Карла Великого было куда больше, чем у позднеримских императоров. Между тем почтительная память об угасшей империи жила и в VIII в. среди народов и племен Западной Европы, потомков как римлян, так и варваров. Неудивительно, что у советников франкского короля родилась идея провозгласить Карла на манер древних римлян императором. Такая возможность представилась в 800 г. Римский папа Лев III, изгнанный из Рима местной знатью, бежал к Карлу Великому с просьбой о помощи. Карл отправил вместе со Львом III в Рим войско обуздать мятежников, а затем и сам прибыл в «Вечный город».
На рождество 800 г. в храме св. Петра в Риме папа возложил корону на голову Карла и провозгласил его императором. Так на Западе снова возникла империя. На печатях Карла была выбита надпись: «Обновление Римской империи». Но на самом деле, конечно, Франкская империя только названием напоминала империю римлян».
962
Учреждение Оттоном I Великим Священной Римской империи
Бойцов-Шукуров:
«…Оттон I почувствовал себя самым сильным королем в Европе. А раз так, то он пожелал по примеру Карла Великого короноваться в Риме императорской короной и получить титул императора. Это должно было показать всем: новое королевство настолько могущественно, что является наследником Римской империи и империи Карла Великого.
Германские императоры считали свою империю продолжением древней Римской державы. Внук Оттона I Великого — Оттон III, прозванный «Чудо мира», собирался вновь сделать Рим столицей бескрайней державы. Он мечтал о том, чтобы весь христианский мир объединился под властью римского императора. Конечно, мечты о всемирной христианской империи не могли осуществиться. Но все равно германские монархи именовали свою империю Римской, а позже Священной Римской. Именно так — Священной Римской империей — историки до сих пор называют державу, основанную Оттоном I в 962 г. Священная Римская империя просуществовала все средневековье…».
Вопросы
1. Кем был Константин Великий, можно ли назвать его «основателем Византийской державы» и была ли такая?
2. Можно ли говорить о «Западно-Римском государстве со столицей в Риме» и «Восточно-Римском государстве (т. е. о Византии) со столицей в Константинополе» и были ли такие государства?
3. Когда, кем и в связи с чем было введено название «Византия», когда оно закрепилось в исторической науке?
4. Почему при рассмотрении истории разных стран и народов важно учитывать, как они сами осознавали и называли себя?
5. Как назывались верховные правители Римской империи от Августа до Оттона Великого?
6. Чем замечателен император Феодосий I Великий, и можно ли говорить об «окончательном разделе империи» после его смерти?
7. Какие соправители в рамках единой Римской империи были до и после Феодосия I?
8. Можно ли говорить об «окончательном исчезновении Римской империи» в V веке?
9. С какой целью были составлены, для кого предназначались, где и когда применялись Кодекс Феодосия и Кодекс Юстиниана? Какие сводки римского права им предшествовали?
10. Чьим преемником хотел видеть себя Карл Великий, будучи коронован в Риме в 800 году?
11. Какие города и в каких государствах на территории Римской империи в период от Августа до Карла Великого помимо Рима и Второго Рима – Константинополя – претендовали на роль столиц?
12. Какова была роль римских пап в формировании имперской политики Карла Великого и его преемников?
13. Когда и с какой целью был создан документ CONSTITUTUM CONSTANTINI, также известный под название «Дар Константина» (Donatio Constantini)?
14. Чьим наследником и главой какого государства считал себя Оттон I Великий, получая корону в Риме в 962 году? Как к нему относились в Константинополе?
Примечания
1 См., например, книгу И. М. Савельевой и А. В. Полетаева История и время. В поисках утраченного, М., 1997, с. 205-208.
2 История Флоренции Бруни вышла в свет в 1442 году; воспроизвожу по изданию Hist. Florent. liber I, Argentorati, 1610, p. 9:
3 Перевод М.А.Гуковского в издании Итальянские гуманисты XV века о церкви и религии. М.: АН СССР, 1963 воспроизведен по http://www.krotov.info/acts/15/2/1440valla.htm.
4 Historiarum ab Inclinatione Romanorum Imperii, Decades III, Libri XXXI были напечатаны в Венеции в 1483 году, через двадцать лет после смерти автора, не успевшего завершить свой труд. Начало упадка (inclinatio) Бьондо естественным образом усматривал в 410 году, когда – при преемниках Федосия Великого (Старшего) Гонории и Аркадии – Рим захватывают готы; но ему еще не приходило на ум говорить об окончательном разделении империи или о конце Западной Римской империи:
5 Первое издание увидело свет в 1698 году. На Google.Books воспроизведено 11-е издание этого труда (в сокращении), которое предпринял Саломон Раниш (Salomo Ranischius): издатель постарался не только выправить ошибки предшествующих изданий, но и сверить цитаты из авторов, цитируемых многоученым Келлером (Christophori Cellari, Smalcaldiensis Historia medii aevi, a temporibus Constantini Magni ad Constantinopolim a Turcis captam deducta cum notis perpetuis ac tabulis synopticis editio XI auctior et emendatior. Altenburgi sumptu Pauli Emmanuel Richteri MDCCLVIIII.
(http://books.google.ru/books?id=9H5bAAAAQAAJ&pg=PA67&lpg=PA67&dq=Ch.+Cel... ср. http://books.google.ru/books?id=NPZaAAAAQAAJ&pg=PA286&lpg=PA286&dq=salom..., etc.).
6 И не только говорим, но и издаем научный сборник с таким названием (выходит с 1996 года, с выпусками 1-10 можно ознакомиться по адресу http://vk.com/page-23433303_43905009).
7 History of Europe According To wikipedia: From the Palaeolithic Era to the European Union (Электронная книга Google).
8 Ср. подзаголовок издания Francofurti ad Moenum anno M. D. LXVIII: Opus hoc tempore non minus necessarium, quam iucundum, dum quibus de causis florentissimum Graecorum imperium cecidisset, ostendit, etc. (http://books.google.ru/books?id=A6VCAAAAcAAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v...).
9 Не могу не привести замечания размышлявшего о всемирной истории Д. Неру, который получил хорошее образование у англичан: «Когда Октавиан стал принцепсом, или главой государства, он принял имя и титул Август Цезарь. Его преемников по его примеру называли цезарями. Слово “цезарь” стало означать император. ”Кайзер” и ”царь” происходят от того же самого слова ”цезарь”. Слово ”кайзер” с давних пор было принято также в Индостане – кайсар-и-Рум, кайсар-и-Хинд. Король Георг сейчас наслаждается титулом кайсар-и-Хинд» (Взгляд на всемирную историю, перев. с английского, том 1, М., 1981, с. 124).
10 Издание шеститомного сочинения было завершено в 1789 году.