Санкт-Петербургские этюды
Практика по истории искусств проходит не только в музеях Москвы, но и в музеях Санкт-Петербурга,
куда каждый класс Классической гимназии выезжает на неделю во время школьных весенних каникул.
Очерки о Петербурге
Из журналов Классической гимназии
Архитектура Санкт-Петербурга
Предлагаем список главных памятников, увиденных учащимися Х класса.
Совершившим путешествие гимназистам он может послужить пособием
для восстановления и углубления познаний по истории искусства.
ПЕТРОВСКОЕ БАРОККО (1-я четв. XVIII в.)
Доменико ТРЕЗИНИ (ок. 1670-1734)
-
Летний дворец Петра. 1710-1714
-
Дворец Меншикова (с 1713 — Готфрид Шедель, 1680-1752). 1710-1720-е
-
Петра и Павла собор. 1712-1733. Иконостас И.П. Зарудного. 1722–1726
-
Двенадцати коллегий здание. 1722-1732 (нижний этаж; верхние этажи — Т. Швертфегер).
С 1737–1741 пристроена галерея с западной стороны (Дж. Трезини-младший) -
Петровские ворота Петропавловской крепости. В 1708 — деревянные, с 1717-1718 — каменные.
Рельеф «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» — работы К. Оснера. 1708.
Статуи: Минерва Паллада и Минерва Полиада работы Н. Пино (?).
Георг Иоганн МАТАРНОВИ
-
Кунсткамера 1718-1724 (с 1719 строительство осуществлял Николаус Фридрих Гербель,
Г. Кьявери, М. Г. Земцов), С. И. Чевакинский 1755–1757 — восстанавливал).
АННИНСКОЕ БАРОККО (1730-1740-е гг.)
-
Церковь Симеона Богоприимца и Анны. 1730-1734 (Михаил Григорьевич Земцов, 1688-1743).
-
Церковь Св. Пантелеймона. 1735-1739 (Иван Кузьмич Коробов, 1700-1747).
Рельефы — скульптор А. В. Логановский. 1840-е, отделка — 1840-е.
ЕЛИЗАВЕТИНСКОЕ БАРОККО (1740–1760-е гг.)
Граф Бартоломео Растрелли (1700-1771, Лугано)
-
Зимний дворец (ныне — Государственный Эрмитаж). 1754-1762.
-
Дворец Строганова. 1753-1754. От времени Растрелли сохр. Белый двусветный зал
(Зал Растрелли) с лепниной и плафоном Дж. Валериани «Прибытие Энея на Олимп».
Часть интерьеров переделаны и отделаны А. Н. Воронихиным в 1790-х. -
Аничков дворец (с 1741 — М.Г. Земцов, с 1743 — Г. Д. Дмитриев, с 1744 — Растрелли,
который сделал здесь часовню, большой зал с парадной лестницей,
дополнил и завершил постройку). 1744–1751. -
Царское Село. «Эрмитаж» 1749-1754 (Эрмитаж венчала купол статуя «Похищение Прозерпины»,
на фасадах — «Игры амуров», «Слава и Изобилие» — в центральном павильоне, плафон «Пир богов»
и панно главного зала кисти Д. Валериани). -
Царское Село. «Грот» («Утренний зал»). 1749-1761. Интерьеры Грота переделаны А. Ринальди.
-
Царское Село. Большой Царскосельский (Екатерининский) дворец. 1751-1756 (1744-1745 — А. Квасов,
с 1745 — С. И. Чевакинский, 1748 — Растрелли). Плафоны кисти Д.Валериани, А. Перезинотти
и русские мастера. Интерьеры Растрелли — Большой зал, Китайский зал, Янтарная комната,
Картинный зал, Церковь; остальные интерьеры заменены Ч. Камероном).
Савва Иванович ЧЕВАКИНСКИЙ (1713-1774)
-
Собор Николая Морского 1753-1762 и колокольня 1756-1758.
-
Дворец Шереметева («Фонтанный дом»). 1750-1755.
РАННИЙ КЛАССИЦИЗМ (1770-е — 1780-е гг.)
Антонио РИНАЛЬДИ (1710–10.02.1794, Рим)
-
Екатерины католическая церковь. 1763-1783 (начата Вален-Деламотом).
-
Мраморный дворец. 1768-1785 (сохранились отделка парадной лестницы,
нижний ярус стен Мраморного зала с рельефами Ф.И. Шубина, М. И. Козловского).
Многие внутренние помещения отделаны А. П. Брюлловым в 1845–1849.
Жан Батист Мишель ВАЛЛЕН ДЕ ЛА МОТ (1729–1800)
-
Большой Гостиный двор. 1761-1785. (Фасады, проект 1752-1757 – Ф. Б. Растрелли).
-
Католическая церковь Св. Екатерины. 1763-1783.
-
Здание Академии художеств. 1764-1788 (также — Александр Филиппович Кокоринов, 1726-1772).
Юрий Матвеевич ФЕЛЬТЕН (1730–1801)
-
Гранитные набережные Невы.
-
Армянская церковь Св. Екатерины. 1771-1780. Реставрация А. И. Таманяна в 1906.
ВЫСОКИЙ КЛАССИЦИЗМ (1780–первое десятилетие XIX в.)
Чарлз КАМЕРОН (1743–1812)
-
Царское Село. Холодные бани с «Агатовыми комнатами». 1779-1793
-
Царское Село. «Китайская деревня». 1782-1796
-
Китайский мостик (где вазы с кораллами) в Царском селе. 1785.
Джакомо КВАРЕНГИ (1744-1817)
-
Кабинет Его императорского величества у Аничкова моста. 1803-1805.
-
Екатерининский институт на Фонтанке. 1804-1807.
-
Конногвардейский манеж. 1804-1807. Статуи Диоскуров работы П. Трискорни. 1817.
-
Здание Академии наук на Университетской набережной Невы. 1783-1789.
-
Ассигнационный банк. 1783-1790. Ограда на Екатерининском канале работы Л. Руски.
-
Царское Село. Кухня-руина (с использованием фрагментов античных колонн, саркофагов, рельефов). 1785-1786.
-
Царское Село. Концертный зал в Екатерининском парке, напротив Кухни-руины. 1782-1784.
-
Царское Село. Александровский дворец. 1792-1796. (сохранились интерьеры, сейчас заняты военной библиотекой).
Василий Иванович БАЖЕНОВ (1737-1799)
-
Михайловский замок (проект). Сер. 1790-х.
Николай Александрович ЛЬВОВ (1751-1803)
-
Невские ворота Петропавловской крепости. 1784–1787 (перестройка ворот 1730-х гг.).
Винченцо БРЕННА (1747-1820)
-
Михайловский замок и павильоны. 1797-1800 (проект – В.И. Баженов).
Андрей Никифорович ВОРОНИХИН (1759-1814)
-
Казанский собор. 1801-1811. Рельефы И.П. Мартоса, Ограда (1810-1812)
по рисунку Воронихина. Памятник Барклаю-де-Толли (Б.И. Орловский).
-
Строгановский дворец (интерьеры: Минеральный кабинет,
Картинная галерея).
АМПИР (первое десятилетие XIX в.— 1830-е гг. )
Тома де ТОМОН (1754-1813)
-
Биржа 1805-1810. Статуи Нептуна и Навигации с Меркурием.
-
Ростральные колонны. Поставлены в 1810.
Статуи рек: Волга, Нева, Волхов (Ж. Тибо), Днепр (И. Камберлен).
-
Спуск к Неве с набережной стрелки Васильевского острова. 1804-1810.
-
Фонтан у Казанского собора (проект). 1809 (первоначально стоял на Пулковском шоссе).
И. И. ШАРЛЕМАНЬ
-
Чайный домик в Летнем саду.
Адриан Дмитриевич ЗАХАРОВ (1761-1811)
-
Адмиралтейство. 1806-1823.
-
Скульптурная группа у башни: «Морские нимфы,
несущие земную сферу» (Ф.Ф. Щедрин), 1812–1813. -
В аттике горельеф «Заведение флота в России»,
на аттике 4 статуи (Ф. Ф. Щедрин). -
Замковый камни на торцах работы И. И, Теребенева.
-
Сохранился интерьер Главного вестибюля, Парадная лестница,
-
Конференц-зал с росписью Дж.-Б. Скотти.
Луиджи И. РУСКА
-
Портик Перинной линии. 1802-1806 (восстановлен).
Василий СТАСОВ
-
Казармы Павловского полка на Марсовом поле. 1817-1821.
Карл Иванович РОССИ (1775-1849)
-
Главный штаб 1819-1829. Статуи и рельефы —
скульпторы С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский. -
Здания Сената и Синода, соединенные аркой, по сторонам
которой статуи Правосудия и Благочестия. 1829-1834.
Скульптурное убранство — С.С. Пименов, В.И. Демут-Малинвский,
П.П. Соколов, Н. А. Токарев, И. Леппе, П.В. Свинцов, Н.А. Устинов.
-
Михайловский дворец (Сейчас здание Русского музея). 1819-1825
Полностью сохранился интерьер Белоколонного зала.
Рельефные панно работы К. И. Росси, В.И. Демут-Малиновского.
-
Павильон-пристань в Михайловском саду. 1825.
-
Публичная библиотека (основной корпус) 1828-1834.
Статуи работы С. С. Пименова, В. И. Демут-Малиновский,
С. И. Гальберг, Н. А. Токарев, М. Г. Крылов).
Угловой корпус построил Е. Т. Соколов в 1796-1801.
-
Александринский театр. 1827-1832. Скульптурный декор работы
В.И. Демут-малиновского, А. Трискорни, С.С. Пименова. -
Театральная улица (ныне улица зодчего Росси) с Чернышевой площадью. 1828-1834.
-
Кофейный домик (с использованием руин грота петровского времени). 1826.
Перед ним — чугунные вазы-треножники по его же рисунку (1827).
Рельефы В.И. Демут-Малиновского. -
Павильоны Аничкова дворца. 1816-1818. Статуи воинов С. С. Пименов.
ПОЗДНИЙ КЛАССИЦИЗМ (1830-1850-е гг.)
Огюст МОНФЕРРАН (1786-1858)
-
Александровская колонна на Дворцовой площади. 1829-1834.
-
Статуя ангела — скульптор Б.И. Орловский, аллегорические
рельефы работы П.В. Свинцова, И. Леппе. -
Cобор Исаакия Далматского. 1818-1858. Статуи и горельефы —
скульптор И. П. Витали, Н. С. Пименова, А. В. Логановского,
П. К. Клодта и др., живописные панно — К. П. Брюллова,
Ф. А. Бруни, П. В. Басина, В. К. Шебуева и др.
А.А. МЕНЕЛАС
-
Египетские ворота в Царском Селе. 1827–1830.
Рельефы работы В.И. Демут-Малиновского.
И.Ф. ЛУКИНИ
-
Пакгаузы Биржи. 1826–1832.
-
Таможня (Пушкинский лом). 1829–1832.
Во фронтоне статуи: Меркурий, Нептун, Церера.
П. ЖАКО
-
Дом Энгельгардта на Невском проспекте
(в здании — Малый зал Филармонии).
Константин Андреевич ТОН
-
Пристань со сфинксами напротив Академии Художеств
(древние сфинксы привезены из Египта в 1832 г.). 1832–1834. -
Московский вокзал. 1844-1851
Александр Павлович БРЮЛЛОВ
-
Лютеранская церковь Св. Петра. 1832–1838.
ЭКЛЕКТИКА (ок. сер.–кон. XIX вв.)
А. И. Штакеншнейдер
-
Дворец Белосельских-Белозерских на пересечении Фонтанки и Невского проспекта.
«РУССКИЙ СТИЛЬ» (посл. четв. XIX в.)
-
Церковь Воскресения Христова (Спаса на крови)
и решетка Михайловского сада около нее. Арх. А.А. Парланд. 1883–1907.
НЕОКЛАССИЦИЗМ (первое десятилетие XX в.)
-
Этнографический музей (Крыло Русского музея с интерьером,
отделанным цветным мрамором) (В.Ф. Свиньин).
1900-1911. Рельефы и скульптуры работы М.Я. Харламова.
Иван А. ФОМИН
-
Торговый дом Елисеева на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы.
-
Дом С.С. Абамелек-Лазарева (перестройка здания XVIII в.). 1913-1915.
ЭТНИЧЕСКАЯ ТЕМА в архитектуре рубежа XIX и XX вв.
-
Мечеть. Архитекторы Н.В. Васильев, А.И. Гоген, С.С. Кричинский.