Санкт-Петербургские этюды

 

 

Практика по истории искусств проходит не только в музеях Москвы, но и в музеях Санкт-Петербурга,
куда каждый класс Классической гимназии выезжает на неделю во время школьных весенних каникул.

 

Очерки о Петербурге

Из журналов Классической гимназии

 

 

Архитектура Санкт-Петербурга

Предлагаем список главных памятников, увиденных учащимися Х класса.
Совершившим путешествие гимназистам он может послужить пособием 
для восстановления и углубления познаний по истории искусства.

 

ПЕТРОВСКОЕ БАРОККО (1-я четв. XVIII в.)

Доменико ТРЕЗИНИ (ок. 1670-1734)

  • Летний дворец Петра. 1710-1714

  • Дворец Меншикова (с 1713 — Готфрид Шедель, 1680-1752). 1710-1720-е

 

 


 

  • Петра и Павла собор. 1712-1733. Иконостас И.П. Зарудного. 1722–1726

  • Двенадцати коллегий здание. 1722-1732 (нижний этаж; верхние этажи — Т. Швертфегер).
    С 1737–1741 пристроена галерея с западной стороны (Дж. Трезини-младший)

  • Петровские ворота Петропавловской крепости. В 1708 — деревянные, с 1717-1718 — каменные.
    Рельеф «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» — работы К. Оснера. 1708.
    Статуи: Минерва Паллада и Минерва Полиада работы Н. Пино (?).
     

Георг Иоганн МАТАРНОВИ

 


 

  • Кунсткамера 1718-1724 (с 1719 строительство осуществлял Николаус Фридрих Гербель,
    Г. Кьявери, М. Г. Земцов), С. И. Чевакинский 1755–1757 — восстанавливал).

 

АННИНСКОЕ БАРОККО (1730-1740-е гг.)

  • Церковь Симеона Богоприимца и Анны. 1730-1734 (Михаил Григорьевич Земцов, 1688-1743).

  • Церковь Св. Пантелеймона. 1735-1739 (Иван Кузьмич Коробов, 1700-1747).
    Рельефы — скульптор А. В. Логановский. 1840-е, отделка — 1840-е.

 

ЕЛИЗАВЕТИНСКОЕ БАРОККО (1740–1760-е гг.)

Граф Бартоломео Растрелли (1700-1771, Лугано)

 


 

  • Зимний дворец (ныне — Государственный Эрмитаж). 1754-1762.

 


 

  • Дворец Строганова. 1753-1754. От времени Растрелли сохр. Белый двусветный зал
    (Зал Растрелли) с лепниной и плафоном Дж. Валериани «Прибытие Энея на Олимп».
    Часть интерьеров переделаны и отделаны А. Н. Воронихиным в 1790-х.

  • Аничков дворец (с 1741 — М.Г. Земцов, с 1743 — Г. Д. Дмитриев, с 1744 — Растрелли,
    который сделал здесь часовню, большой зал с парадной лестницей,
    дополнил и завершил постройку). 1744–1751.

  • Царское Село. «Эрмитаж» 1749-1754 (Эрмитаж венчала купол статуя «Похищение Прозерпины»,
    на фасадах — «Игры амуров», «Слава и Изобилие» — в центральном павильоне, плафон «Пир богов»
    и панно главного зала кисти Д. Валериани).

  • Царское Село. «Грот» («Утренний зал»). 1749-1761. Интерьеры Грота переделаны А. Ринальди.

  • Царское Село. Большой Царскосельский (Екатерининский) дворец. 1751-1756 (1744-1745 — А. Квасов,
    с 1745 — С. И. Чевакинский, 1748 — Растрелли). Плафоны кисти Д.Валериани, А. Перезинотти
    и русские мастера. Интерьеры Растрелли — Большой зал, Китайский зал, Янтарная комната,
    Картинный зал, Церковь; остальные интерьеры заменены Ч. Камероном).
     

Савва Иванович ЧЕВАКИНСКИЙ (1713-1774)

  • Собор Николая Морского 1753-1762 и колокольня 1756-1758.

  • Дворец Шереметева («Фонтанный дом»). 1750-1755.

 

РАННИЙ КЛАССИЦИЗМ (1770-е — 1780-е гг.)

Антонио РИНАЛЬДИ (1710–10.02.1794, Рим)

  • Екатерины католическая церковь. 1763-1783 (начата Вален-Деламотом).

  • Мраморный дворец. 1768-1785 (сохранились отделка парадной лестницы,
    нижний ярус стен Мраморного зала с рельефами Ф.И. Шубина, М. И. Козловского).
    Многие внутренние помещения отделаны А. П. Брюлловым в 1845–1849.
     

Жан Батист Мишель ВАЛЛЕН ДЕ ЛА МОТ (1729–1800)

  • Большой Гостиный двор. 1761-1785. (Фасады, проект 1752-1757 – Ф. Б. Растрелли).

  • Католическая церковь Св. Екатерины. 1763-1783.

 


 

  • Здание Академии художеств. 1764-1788 (также — Александр Филиппович Кокоринов, 1726-1772).


 

Юрий Матвеевич ФЕЛЬТЕН (1730–1801)

  • Гранитные набережные Невы.

  • Армянская церковь Св. Екатерины. 1771-1780. Реставрация А. И. Таманяна в 1906.

 

ВЫСОКИЙ КЛАССИЦИЗМ (1780–первое десятилетие XIX в.)

Чарлз КАМЕРОН (1743–1812)

  • Царское Село. Холодные бани с «Агатовыми комнатами». 1779-1793

  • Царское Село. «Китайская деревня». 1782-1796

  • Китайский мостик (где вазы с кораллами) в Царском селе. 1785.
     

Джакомо КВАРЕНГИ (1744-1817)

  • Кабинет Его императорского величества у Аничкова моста. 1803-1805.

  • Екатерининский институт на Фонтанке. 1804-1807.

  • Конногвардейский манеж. 1804-1807. Статуи Диоскуров работы П. Трискорни. 1817.

  • Здание Академии наук на Университетской набережной Невы. 1783-1789.

  • Ассигнационный банк. 1783-1790. Ограда на Екатерининском канале работы Л. Руски.

  • Царское Село. Кухня-руина (с использованием фрагментов античных колонн, саркофагов, рельефов). 1785-1786.

  • Царское Село. Концертный зал в Екатерининском парке, напротив Кухни-руины. 1782-1784.

  • Царское Село. Александровский дворец. 1792-1796. (сохранились интерьеры, сейчас заняты военной библиотекой).
     

Василий Иванович БАЖЕНОВ (1737-1799)

  • Михайловский замок (проект). Сер. 1790-х.
     

Николай Александрович ЛЬВОВ (1751-1803)

  • Невские ворота Петропавловской крепости. 1784–1787 (перестройка ворот 1730-х гг.).
     

Винченцо БРЕННА (1747-1820)

  • Михайловский замок и павильоны. 1797-1800 (проект – В.И. Баженов).

 

Андрей Никифорович ВОРОНИХИН (1759-1814)

 


 

  • Казанский собор. 1801-1811. Рельефы И.П. Мартоса, Ограда (1810-1812)
    по рисунку Воронихина. Памятник Барклаю-де-Толли (Б.И. Орловский).

  • Строгановский дворец (интерьеры: Минеральный кабинет,
    Картинная галерея).

 

АМПИР (первое десятилетие XIX в.— 1830-е гг. )

Тома де ТОМОН (1754-1813)
 


 

  • Биржа 1805-1810. Статуи Нептуна и Навигации с Меркурием.

  • Ростральные колонны. Поставлены в 1810.
    Статуи рек: Волга, Нева, Волхов (Ж. Тибо), Днепр (И. Камберлен).

  • Спуск к Неве с набережной стрелки Васильевского острова. 1804-1810.

  • Фонтан у Казанского собора (проект). 1809 (первоначально стоял на Пулковском шоссе).

     

И. И. ШАРЛЕМАНЬ

  • Чайный домик в Летнем саду.

     

Адриан Дмитриевич ЗАХАРОВ (1761-1811)

  • Адмиралтейство. 1806-1823.

  • Скульптурная группа у башни: «Морские нимфы,
    несущие земную сферу» (Ф.Ф. Щедрин), 1812–1813.

  • В аттике горельеф «Заведение флота в России»,
    на аттике 4 статуи (Ф. Ф. Щедрин).

  • Замковый камни на торцах работы И. И, Теребенева.

  • Сохранился интерьер Главного вестибюля, Парадная лестница,

  • Конференц-зал с росписью Дж.-Б. Скотти.
     

Луиджи И. РУСКА

  • Портик Перинной линии. 1802-1806 (восстановлен).
     

Василий СТАСОВ

  • Казармы Павловского полка на Марсовом поле. 1817-1821.
     

Карл Иванович РОССИ (1775-1849)

  • Главный штаб 1819-1829. Статуи и рельефы —
    скульпторы С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский.

  • Здания Сената и Синода, соединенные аркой, по сторонам
    которой статуи Правосудия и Благочестия. 1829-1834.
    Скульптурное убранство — С.С. Пименов, В.И. Демут-Малинвский,
    П.П. Соколов, Н. А. Токарев, И. Леппе, П.В. Свинцов, Н.А. Устинов.

 


 

  • Михайловский дворец (Сейчас здание Русского музея). 1819-1825
    Полностью сохранился интерьер Белоколонного зала.
    Рельефные панно работы К. И. Росси, В.И. Демут-Малиновского.

 

  • Павильон-пристань в Михайловском саду. 1825.

  • Публичная библиотека (основной корпус) 1828-1834.
    Статуи работы С. С. Пименова, В. И. Демут-Малиновский,
    С. И. Гальберг, Н. А. Токарев, М. Г. Крылов).
    Угловой корпус построил Е. Т. Соколов в 1796-1801.

 


 

  • Александринский театр. 1827-1832. Скульптурный декор работы
    В.И. Демут-малиновского, А. Трискорни, С.С. Пименова.

  • Театральная улица (ныне улица зодчего Росси) с Чернышевой площадью. 1828-1834.

  • Кофейный домик (с использованием руин грота петровского времени). 1826.
    Перед ним — чугунные вазы-треножники по его же рисунку (1827).
    Рельефы В.И. Демут-Малиновского.

  • Павильоны Аничкова дворца. 1816-1818. Статуи воинов С. С. Пименов.

 

ПОЗДНИЙ КЛАССИЦИЗМ (1830-1850-е гг.)

Огюст МОНФЕРРАН (1786-1858)

  • Александровская колонна на Дворцовой площади. 1829-1834.

  • Статуя ангела — скульптор Б.И. Орловский, аллегорические
    рельефы работы П.В. Свинцова, И. Леппе.

  • Cобор Исаакия Далматского. 1818-1858. Статуи и горельефы —
    скульптор И. П. Витали, Н. С. Пименова, А. В. Логановского,
    П. К. Клодта и др., живописные панно — К. П. Брюллова,
    Ф. А. Бруни, П. В. Басина, В. К. Шебуева и др.
     

А.А. МЕНЕЛАС

  • Египетские ворота в Царском Селе. 1827–1830.
    Рельефы работы В.И. Демут-Малиновского.
     

И.Ф. ЛУКИНИ

  • Пакгаузы Биржи. 1826–1832.

  • Таможня (Пушкинский лом). 1829–1832.
    Во фронтоне статуи: Меркурий, Нептун, Церера.
     

П. ЖАКО

  • Дом Энгельгардта на Невском проспекте
    (в здании — Малый зал Филармонии).
     

Константин Андреевич ТОН

 


 
  • Пристань со сфинксами напротив Академии Художеств
    (древние сфинксы привезены из Египта в 1832 г.). 1832–1834.

  • Московский вокзал. 1844-1851
     

Александр Павлович БРЮЛЛОВ

  • Лютеранская церковь Св. Петра. 1832–1838.

 

ЭКЛЕКТИКА (ок. сер.–кон. XIX вв.)

А. И. Штакеншнейдер
 


 

  • Дворец Белосельских-Белозерских на пересечении Фонтанки и Невского проспекта.

 

«РУССКИЙ СТИЛЬ» (посл. четв. XIX в.)
 

 


 

  • Церковь Воскресения Христова (Спаса на крови)
    и решетка Михайловского сада около нее. Арх. А.А. Парланд. 1883–1907.

 

НЕОКЛАССИЦИЗМ (первое десятилетие XX в.)

  • Этнографический музей (Крыло Русского музея с интерьером,
    отделанным цветным мрамором) (В.Ф. Свиньин).
    1900-1911. Рельефы и скульптуры работы М.Я. Харламова.
     

Иван А. ФОМИН

  • Торговый дом Елисеева на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы.

  • Дом С.С. Абамелек-Лазарева (перестройка здания XVIII в.). 1913-1915.

 

ЭТНИЧЕСКАЯ ТЕМА в архитектуре рубежа XIX и XX вв.

  • Мечеть. Архитекторы Н.В. Васильев, А.И. Гоген, С.С. Кричинский.