Ю.О. Беличенко «Фотография»

 

Обзорная лекция преподавателя физики и математики Юлии Олеговны Беличенко

 

 

Камера-обскура была упомянута даже в трудах Леонардо да Винчи (1452-1519). На самом деле её свойства были известны ещё Аристотелю, древнегреческому мыслителю.

Камера-обскура представляет собой герметичный ящик или темную комнату без окон. В центре одного из концов располагается круглое отверстие. Свет извне проходить сквозь него, попадая на другой конец. Человек в этом случае увидит проекцию пространства, располагающегося за камерой, но в перевернутом виде. Леонардо да Винчи придумал разделить помещение стеной с полупрозрачным холстом или стеклом, на которое проецировалось изображение. Художнику оставалось лишь зарисовать картинку.


История создания фотографии

 

 

С развитием оптики стала совершенствоваться и камера-обскура. С установкой двояковыпуклой линзы устройство перестало иметь громоздкие размеры. Камера-обскура превратилась в относительно небольшой деревянный ящик. В задней части имелось зеркало, от которого изображение проецировалось вверх, на полупрозрачный лист бумаги или на стекло. Такая камера-обскура не позволяла получать снимок, человек всё так же должен был рисовать изображение. Поэтому время экспозиции до сих пор зависело от умений художника.

История возникновения фотографии берет свое начало с начала 1800-х годов. Англичане Гемфри Дэви и Томас Веджвуд решили попробовать уложить в камеру-обскуру бумагу, пропитанную раствором азотнокислого серебра и поваренной соли. В результате получалось малоконтрастное изображение. Но для экспонирования требовались несколько часов. При просмотре снимка на свету изображение почти полностью пропадало. Поэтому вскоре такие эксперименты были завершены.

 

 

В 1824 французский изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс получил с помощью камеры-обскуры первые долговечные фотографии на цинковой пластине, покрытой слоем асфальта. Ньепс впервые нашел способ закрепления изображения, получаемого в камере-обскуре, используя в качестве светочувствительного вещества асфальтовый лак (битум), растворенный в животном масле. Этот раствор он наносил на пластину из стекла, меди или сплава олова со свинцом и экспонировал ее в камере-обскуре несколько часов. Таким образом, "первая фотобумага" была изготовлена из асфальта(!).

 

 

Когда полученное на покрытии изображение затвердевало и становилось видимым простым глазом, Ньепс в темной комнате обрабатывал пластину кислотой (по другим источникам асфальт вымывался с помощью лавандового масла и керосина). Она растворяла покрытие линий изображения. Затем гравер четко гравировал линии, покрывал пластину чернилами и отпечатывал необходимое количество экземпляров, как это раньше делалось с любых травленых или гравированных пластин.

 

 

В результате получалась гравюра, созданная не художником, а светом — гелиография (в переводе с греческого «нарисованная светом»). Первое стойкое изображение в камере-обскуре Ньепс получил в 1822. Однако сохранилась лишь гелиография 1826 года, когда Ньепс начал использовать вместо медных и цинковых пластин сплав олова со свинцом. Экспозиция длилась восемь часов(!), поэтому людей фотографировать было невозможно.

 

 

С 1829 Ньепс сотрудничал с Луи́ Жак Манде́ Даге́ром, который продолжил дело Ньепса.  Он использовал для создания снимков медные пластинки с серебристым слоем. Дополнительно он обмазывал их йодом. Но в результате получалось негативное изображение, что не устраивало изобретателя. Да и время экспозиции не сократилось. В 1835 Дагер совершенно случайно обнаружил, что картинка гораздо быстрее проявляется под воздействием ртутных паров. Это случилось после того, как изобретатель положил непроявленную фотографию в шкаф. На следующий день он вынул из ящика шкафа уже готовую фотографию. В 1839 году Дагер представил процесс получения дагеротипа Французской академии наук. После этого его имя и его технология стали известны во всем мире.

Дагер(р)оти́пия — ранний фотографический процесс, основанный на светочувствительности йодистого серебра. Дагеротипы напоминают не современные фотоснимки, а отражение в зеркале: дагеротипия часто называлась «зеркалом с памятью». В зависимости от наклона пластинки к источнику света при рассматривании, дагеротип может выглядеть как позитив и как негатив.

 

 

Самое раннее дагеротипное изображение сделанное Дагером: Вид на бульвар дю Тампль в Париже, весна 1838 года (Изображение является зеркальным отражением): На снимке показана оживленная улица, но, так как экспозиция составила более 10 минут, все двигающиеся предметы не были зафиксированы. Исключением является человек в левом нижнем углу — чистильщик обуви и его клиент. который стоял достаточно долго, чтобы проявиться на снимке, пока чистили его сапоги.

 

 

Уильям Генри Фокс Тальбот в 1839 попросил Фарадея показать на заседании Лондонского Королевского общества свои работы, и сделал там доклад "...о процессе, с помощью которого предметы природы могут нарисовать сами себя без помощи карандаша художника". Изобретение Уильяма Тальбота получило название фотография и в обращении были пущены слова "негатив" и "позитив". Он боялся, что изобретение Дагера окажется таким же, как его собственное, и не хотел потерять свой приоритет. При этом Тальбот не осознавал, что Дагер разработал совершенно другой процесс.

 

 

Тальбот (Толбот) назвал свой процесс калотипией (от греч. слов kalos — красивый и typos — отпечаток), впоследствии ему было дано название толботипия. В калотипии сначала изготовлялся негатив, с которого можно было сделать любое количество позитивных отпечатков. Поэтому калотипия намного ближе к современной фотографии, несмотря на то, что качество дагеротипов было намного выше, чем калотипов.

 

 

В 1840 Толбот изменил и улучшил свой процесс. Это позволило ему делать фотографии за несколько минут. 1844 Уильям Тальбот опубликовал первую книгу с фотоиллюстрациями

В 1840 открыто первое портретное ателье в США, в 1841 — открыто первое европейское портретное ателье в Лондоне; во Франции владелец выставляет 1500 портретов в первом коммерческом фотоателье. В 1850-х годах была изобретена стереоскопическая дагеротипия. Два снимка вкладывались в одно устройство. При помощи отдельных луп или бинокля каждый глаз человека смотрел на одну фотографию. В результате изображение казалось объемным. Недостатком фотографий тех времен являлась невозможность их копирования.

 

 

1882 — Фотограф из Витебска Юрковский Сигизмунд Антонович разработал «моментальный» мгновенный фотографический затвор, а в 1883 году — шторно-щелевой затвор который позволял сократить время выдержки с 20 секунд до мгновенной, и ставший прототипом затворов современных фотоаппаратов. Описание изобретения были опубликованы в журнале «Фотограф» (№ 4 за 1883 год) и демонстрировались на Московском съезде фотографов. Юрковский учился в Санкт-Петербурге на медика-хирурга, но увлёкся фотографией, и бросил медицину. Стал учеником петербургского фотографа А. Деньера.

 

 

В 1866 переехал в Витебск, став настоящим летописцем Витебска, оставив после себя десятки видов города конца XIX века. Через год открыл фотоателье.

 

 

Дружил с художником И. Е. Репиным, фотографировал художника. Автор публикаций о свойствах фотоматериалов, применении фотографии в криминалистике.

 

 

Значительный вклад в развитие фотоаппаратов внес фотограф Серге́й Льво́вич Леви́цкий. До него конструкция любой фотокамеры была слишком массивной, что мешало её транспортировке. Левицкий же заменил боковые стенки на меха. Теперь фотоаппарат можно было складывать для транспортировки.

 

 

 

 

Левицкий — юрист, двоюродный брат Герцена,  служил в Петербурге в канцелярии министра внутренних дел графа А. Г. Строганова. Увлекся дагеротипией. В 1844 году поехал в Париж с целью совершенствования фотографических знаний; слушал лекции в Сорбонне, познакомился с Дагером и со многими известными учёными-пионерами светописи.

 

 

В 1847 году по рисункам Левицкого была сконструирована камера с мехами. Фотограф Левицкий сделал знаменитый римский портрет "русской колонии". Снимали на террасе французского дагеротиписта Перро. В центре фотографии — сам "синьор Николо", Николай Васильевич Гоголь.

 

 

Из-за Революционных событий 1848 года во Франции Левицкий вернуться на родину, и в 1849 году он открыл «Дагеротипное заведение Сергея Левицкого» в Петербурге. Здесь он первым предложил идею искусственного освещения в условиях студии: «В соединении "двух светов, — писал Левицкий, — мы найдем критериум художественного освещения", "не из борьбы двух светов, а, напротив, в художественном разумном их сочетании".

 

 

В 1856 году Левицкий делает коллективный портрет членов редколлегии журнала "Современник". Так на одной фотографии оказались запечатленными мастодонты русской литературы.  Русские писатели Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович (верхний ряд); И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, А. В. Дружинин, А. Н. Островский (нижний ряд)

 

 

 

 

 

 

В 1877 Левицкий удостаивается звания "фотограф их Императорских величеств". Левицкий снимал четыре династии императорской фамилии: есть в его коллекции императоры Александр II, АлександрIII, Николай II с младенческого возраста, старшая дочь последнего русского императора Ольга.

Вскоре появились модели фотоаппаратов, которые помещались в относительно небольшой чемоданчик. Далее в XIX веке новые открытия в этой области происходили почти каждый год.

1887 — Изобретена плёнка на целлулоидной основе.

 

 

В 1889 г. в истории развития фотографии появляется имя Джорджа Истмана Кодак, который запатентовал первую в мире фотопленку в виде рулона, а позже и фотокамеру "Кодак", подходящую специально для этой фотопленки.

 

 

1891 — Томас Эдисон запатентовал кинетоскоп для демонстрации движущихся изображений

 

 

 

 

1895 — Август и Луи Люмьер (Auguste & Louis Lumière) запатентовали «синематограф» 

 

 

В 1902 г. было сделано Прокудиным-Горским Сергеем Михайловичем  (1863 г.-1944 г.) Слайд 359 сообщение о способе изготовления цветных диапозитивов по методу трехцветной фотографии: с одной точки снимали через три различных фильтра три негатива. Их проявляли и фиксировали, а затем контактным способом, используя красящие пигменты, получали три окрашенных в основные цвета позитива.

 

 

В январе 1905 г. собранию  профессиональных фотографов и специалистов, отлично владевших всеми современными фотографическими и фотохимическими методами, были  показаны около 70 сделанных им снимков за границей и у нас в России.

 

 

Снимки поражали верностью  передачи ярких красок природы, вызывали долго несмолкающие аплодисменты и возгласы одобрения среди присутствующих.

 

 

В 1905 г. Прокудин-Горский открыл (создал) новое красочное вещество сложного состава, который делал бромо-серебряную пластину одинаково чувствительной ко всем частям цветового спектра. Прокудин-Горский добился снижения времени процесса фотографирования на пластинах до 1-3 секунд.

(Подробнее о ФОТОГРАФИИ ПРОКУДИНА-ГОРСКОГО смотри в докладе  Заровой Е. и Бочковой С. «История в цвете: фотографии», 9 класс)

 

Заключение

Мы поговорили сегодня о науке XIX века, о многих учёных и их замечательных изобретениях, которыми мы все пользуемся, к которым уже привыкли и не представляем нашу жизнь без них.

 

 

Но о ещё большем количестве мы не сумеем поговорить — изобретений очень много:  Дирижабль Жиффара, 1852 г., Пишущая машинка 1870 г., 1885: Пулемёт Максима («Максим»):

Английская булавка; 1887: Граммофон: Эмиль Берлинер; 1888: Гусеничный трактор: Фёдор Блинов; 1888: Шариковая ручка: Джон Лауд (патент на принцип действия); 1888: Пневматические шины: Джон Бойд Данлоп; 1891: Застёжка-молния: Уитком Джадсон; 1892: Примус: Франц Вильгельм Линдквист и ещё много-много других очень важных  изобретений. XIX век заложил основы для развития науки 20-го столетия и создал предпосылки для многих будущих изобретений и технологических нововведений, которыми мы пользуемся в настоящее время. Научные открытия 19 века были сделаны во многих областях и оказали большое влияние на дальнейшее развитие. Технический прогресс неудержимо продвигался. Многим и многим ученым, мыслителям и мастерам мы благодарны за их открытия и изобретения. Узнавайте, ищите, а лучше изобретайте сами!