Ю.О. Беличенко. Первая в мире лаборатории для испытаний строительных материалов — механической лаборатории им. проф. Н.А.Белелюбского

 

 

Обзорная лекция для учеников 7-11 классов.
Учитель физики Классической Гимназии Юлия Олеговна Беличенко 
14 марта 2017 года.
 

Интенсивное строительство мостов, шоссейных и железных дорог, развернувшееся с 30-х годов XIX в., требовало новых строительных материалов, систематического изучения их механических свойств и выработки рекомендаций по применению. Эти испытания производились на разных строительных площадках, заводах, по методикам, составленным разными исследователями. Например — разрывная машина для испытания цепей и тросов, для испытания цепей для мостов через Неву. Назрела необходимость создания научного центра.  

 

 

Механическая лаборатория имени профессора Н. А. Белелюбского в С-Петербурге

 

 

К 1853 г. новая лаборатория для химических и механических исследований строительных материалов была полностью построена, оборудована машинами и приборами. 

 

 

В ней начались занятия. Это была первая лаборатория в институте корпуса инженеров путей сообщения.

Официальное открытие лаборатории по исследованию прочности и деформируемости материалов и элементов конструкций состоялось в 1854 г. Первые подобные лаборатории за рубежом появились в Англии в 1862г., а в Германии, при Мюнхенском политехническом институте, - в 1871 г.

Профессор Н.А.Белелюбский возглавил Механическую лабораторию с 1873 г. 

 

 

В лаборатории проводились занятия со студентами не только своего института, но и Горного института, Военно-инженерной академии, Строительного училища. 

 

 

Так как Механическая лаборатория была первой и единственной в России, прежде чем начать испытания, приходилось разрабатывать технические условия на их проведение. 

 

 

 

 

Испытывались камень из различных каменоломен и лесные материалы. 

В 1854 г. в лаборатории производилось испытание материалов, предназначенных для шпиля собора Петропавловской крепости, реконструкция которого - замена деревянного каркаса на металлический - велась по проекту инженера Д.И.Журавского. 

В эти же годы велись испытания кирпича, телеграфной проволоки, опорных подушек рельсового пути и прочих изделий. 

С 1876 г. проводились систематические испытания цементов различных заводов Н.А.Белелюбский доказал, что качество русских цементов не уступает лучшим маркам иностранных. Его трудами с 1895 г. было прекращено использование импортного цемента в сооружениях, строившиеся Министерством путей сообщения.

С 1883 г. большое место среди исследований в Механической лаборатории занимали работы по изучению рельсовой стали.

Первая международная конференция по методам испытания материалов состоялась в 1884 г. в Мюнхене, вторая — в 1886 г. в Дрездене, третья — в 1890 г. в Берлине, четвертая — в 1893 г. в Вене. К 80-м годам ХIХ столетия Механическая лаборатория завоевала славу одной из лучших в Европе.