Ю.О. Беличенко. Развитие железнодорожного строительства в России
Обзорная лекция для учеников 7-11 классов.
Учитель физики Классической Гимназии Юлия Олеговна Беличенко
14 марта 2017 года.
1899 г. — открытие железнодорожного моста через Енисей
В конце прошлого века строителям Транссиба великая сибирская река Енисей казалась непреодолимой преградой. Решить проблему взялся профессор Московского технического училища Лавр Проскуряков.
В 1895 г. им был составлен проект железнодорожного моста через Енисей.
В том же году в Красноярск прибыл известный русский инженер-строитель и инженер-механик Евгений Карлович Кнорре.
Под его руководством возводился уникальный мост.
Уже через 3 года новый мост подвергся первым производственным испытаниям. А 28 марта 1899 г. через Енисей прошел первый пассажирский поезд. Всего лишь через год, в апреле 1900-го, на Всемирной выставке в Париже точнейшая копия Красноярского железнодорожного моста была представлена европейской публике и высокому жюри.
Это сооружение, наряду с Эйфелевой башней было удостоено гран-при и золотой медали Всемирной выставки в Париже "За архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение". Позднее ученые ЮНЕСКО назвали красноярский железнодорожный мост "вершиной человеческой инженерной мысли". Мост через Енисей был первым в России и вторым на Евроазиатском материке по величине пролетов — 145 м.
Мост упоминается в «Атласе чудес света», изданном в 1991 году в США, наряду с Кремлем и Петродворцом.