Ю.О. Беличенко. Транспорт на электрической тяге
Продолжая тему транспорта, обязательно нужно упомянуть ТРАНСПОРТ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ТЯГЕ.
Благодаря своим опытам с электричеством в мировую историю вошел и немецкий инженер Вернер фон Сименс который, вместе с Иоганном Георгом Гальске изготавливали телеграфные аппараты и приборы электросигнализации. Венер Сименс установил телеграфную линию между Берлином и Франкфуртом-на-Майне - это была первая электрическая телеграфная линия в Европе! В 1851 году фирма Сименса-Гальске поставила в Россию 75 телеграфных аппаратов, которые были установлены на телеграфной линии, связывавшей Москву и Санкт-Петербург. Представителем немецкой фирмы в Санкт-Петербурге стал еще один брат Вернера — Карл. Для него Россия стала второй родиной. Сименс придумал и ввел в эксплуатацию многократное использование провода. Теперь, используя один провод, можно было телеграфировать из одного пункта в другой и обратно.
Еще в 1879 году он спроектировал для выставки промышленных достижений электрический локомотив: электровоз Сименса. Машина передвигалась по территории, где проводилось мероприятие, и перевозила посетителей. Подвод электропитания осуществлялся по третьему рельсу, напряжение постоянного тока составило 160 Вольт.
В 1880 году Вернер фон Сименс представил первый в мире электрический подъемник (лифт). В 1881-м фирма Сименса запустила первую линию электрического трамвая на окраине Берлина. В 1883 году совершил полет первый дирижабль с электрическим мотором.
Он задумывается над реализацией подземных (метро) и наземных (троллейбусы) электрических линий. В 1882 году по наземной линии прошли первые прототипы троллейбусов. Вернер Сименс называл их Electromote. Конструкция была несовершенной — контактные провода располагались близко друг от друга, потому сильный ветер периодически приводил к коротким замыканиям. К сожалению, лишь в 1902 году был закончен первый участок работающей троллейбусной линии. Данный проект был завершен все той же фирмой "Сименс и Гальске", но уже после смерти Вернера Сименса.
Фёдор Аполлоно́вич Пиро́цкий (1845-1898) — российский инженер и изобретатель. Не покидая военной службы, с 1874 года он начинает проводить эксперименты на Волковском поле в Санкт-Петербурге и в 1875 году на участке Сестрорецкой железной дороги, запуская вагоны — на электрической тяге! За свой счет Пироцкий электрифицировал около одной версты пути. В его конструкции рельсы были подключены к генератору, однако они были изолированны от земли. Один рельс из них был прямым проводником, а другой - обратным.
В 1880 году он модернизировал городские двухэтажные трамваи на конной тяге, переводя их на электрическую тягу и уже в сентябре 1880 необычный общественный транспорт начинает перевозить жителей Санкт-Петербурга, несмотря на открытые протесты владельцев трамваев на конной тяге. Эксперименты Пироцкого продолжались вплоть до конца сентября 1880 года.
У него не было денег для продолжения своих экспериментов, но его электрическим трамваем заинтересовались во всём мире. Среди людей, которые проводили встречи с ним, был Сименс, сильно интересовавшийся и имевший множество вопросов. В 1881 году братья фон Сименс открыли в Берлине первую постоянную электрическую трамвайную линию.
В Российской же империи электрический трамвай появился только в 1892 году. В 1895 г. в Санкт-Петербурге начала функционировать «электрическая железная дорога» — маршрут от Зимнего дворца до Мытнинской набережной был проложен по льду через Неву.