Выставка картин Сергея Никольского
Куратор выставки — Виталий Егорович Сусленков
Московский художник Сергей Владимирович Никольский родился 2 ноября 1954 года в семье потомственных интеллигентов. Художественное образование получал в Художественной школе им. Серова и в МАРХИ.
Важной вехой в жизни и творчестве Сергея Владимировича была иконопись. В самом начале карьеры он увлекался реставрацией образов, что наложило свой отпечаток и на его живописную манеру.
Впервые С.В. Никольский выставил cвою работу на 14-ой Молодежной Художественной выставке 1982 года. Всего на его счету их более двух десятков.
Е. Короткова
ЖИВОПИСЬ С.В. НИКОЛЬСКОГО
Сергей Владимирович Никольский родился 2 ноября 1954 г. в одном из живописных уголков старой Москвы, в районе улицы Мещанской (ныне ул. Щепкина), где и прошли первые годы его жизни. С детства Сергею прививались любовь к искусству и культуре, традиционными были поездки по русским городам и посещения музеев. Особенно яркий отпечаток оставило первое знакомство с домом выдающегося живописца исторического и фольклорного жанров — Виктора Васнецова. Этот оплот русской культуры и традиции побудил в юном разуме желание познавать и творить.
В 11 лет Сережа, пройдя вступительные экзамены, поступил в Художественную школу №2. Первые шаги на творческой стезе не всегда были удачны, но наставления родителей и советы преподавателей помогали справляться с трудностями. После окончания школы для продолжения учебы был выбран Московский архитектурный инстутут, где одним из первых наставников Сергея Владимировича стал В.В. Руднев. Рудневу преподавал живопись П.И. Петровичев, который, в свою очередь, обучался у великого мастера пейзажа и тонкого ценителя скромной красоты русской природы — И.И. Левитана. Именно такая преемственность позволяет сохранить национальное искусство. «Настоящая культура — это, прежде всего, традиции, без которых невозможно её успешное развитие» — пишет Сергей Никольский в своих воспоминаниях.
Выставочная деятельность Сергея Владимировича началась в 1982 г. Заметное влияние на творчество того периода оказали художники-пейзажисты Е.И. Зверьков, В.Ф. Стожаров, И.В. Сорокин, Владимирские пейзажисты (К.Н. Бритов, В.Я. Юкин, В.Г. Кокурин). Их работы роднит с картинами Никольского не только тематика, но и умение передать посредством красок всю трепетность и чистоту окружающего мира; способность уловить особое состояние природы, зафиксировать и поделиться этим со зрителем.
Многие образы, созданные Сергеем, собирательны и не относятся к какому-то конкретному месту. Путешествуя по Русскому Северу и совершая паломничества по монастырям, он отмечал особенности того или иного края, осмысливал свои впечатления и переносил их на холст («Вечер», «Русский Север», «Озерный край», «Суздаль. Малиновый звон», «Костромская земля»).
Важное место в жизни Сергея Владимировича занимает реставрация икон и иконопись. «Иконами, как произведениями искусства, я стал интересоваться, ещё учась в художественной школе» — вспоминает живописец. Постепенно, набираясь опыта, черпая знания из книг, учась у знакомых реставраторов, он стал выполнять заказы по восстановлению икон. Начался период, когда Сергей полностью отошел от живописи, не решаясь совмещать ее с написанием икон — делом, требующим «духовных навыков и мудрости, приобретаемых долгим трудом и соблюдением православных традиций». Но, в 1996 г., случайно попав на прием к о. Авелю в Иоанно-Богословском монастыре Рязанской области, сомнения терзавшие Сергея Владимировича были разрешены, и он снова вернулся к написанию картин. В тот же год появилась эпохальная работа «Врата». Наиболее значимыми монументальными работами художника стали росписи часовни «Живоносный источник» в селе Елховка Ивановской области и храма Рождества Богородицы села Образцово Московской области.
Особенную роль в жизни Сергея сыграло знакомство с художником Сергеем Борисовичем Симаковым (ныне игуменом Рафаилом). С его творчеством Никольский впервые познакомился в конце 1970-х – начале 1980-х годов. В Москве тогда проходила выставка объединения получившего название «Двадцать московских художников», их работы были созданы вне канонов официального советского искусства. «В экспозиции этой группы моё внимание привлекли, среди прочих, работы художника Сергея Борисовича Симакова, которые, несли в себе большую любовь к русской старине и православной духовности» — вспоминает Сергей Владимирович. Много позже, в 2003 г. на персональной выставке Симакова, Никольский был лично представлен живописцу и получил приглашение приехать под Углич в деревню Загайново и побывать в храме Архангела Михаила, где служил отец Сергий. Так завязалось тесное знакомство, поездки в Углич стали регулярными. Много живописных полотен были написаны Сергеем под впечатлением от посещения тех мест («Осенний день в Угличе, Алексеевский монастырь», «Храм архангела Михаила в бору», «Углич», «Дворец царевича Дмитрия в Угличе»).
Большую поддержку от отца Сергия (принявшим монашество с именем Рафаил) получил Сергей Владимирович при вступлении в Московское Объединение Художников Международного художественного фонда. «В наше время редко можно встретить людей, столь гармонично сочетающих художественные дарования с высокой духовностью (в православном смысле этого слова), священное служение, и монашеский подвиг», — так пишет Никольский об отце Рафаиле. По сей день их с Сергеем связывают тёплые дружеские отношения.
В 2004 г. состоялась первая персональная выставка Сергея Никольского в выставочном зале ВООПИиК, в 2013 г. в Московской Городской Думе — вторая. Его работы участвовали в в таких выставках, как «Золотая кисть» — в Малом Манеже, «Русь Православная» ВООПИиК, «Лики земные, лики небесные» в Угличе, «Православные образы России» — МХФ, «Традиции русского пейзажа» к 150-летию И.И. Левитана, «Недаром помнит вся Россия…» («Бородинское поле»), «Эпоха Романовых». На конкурсе им. В. Попкова в 2008 г. его полотно «Костромская земля..» было удостоено диплома II степени. Картины Сергея Владимировича находятся в музее-заповеднике «Большие Вязёмы», в частных собраниях России, Польши, Греции, Германии.