Н.В. Алекандрова. «Песнь о Вещем Олеге» А.С.Пушкина. Предисловие для ученика
Перед нами — стихотворение Александра Сергеевича Пушкина, которое называется «Песнь о Вещем Олеге». В этих стихах рассказана история, похожая на сказку: о старинных временах, о князе — непобедимом воине, о его чудесном коне, о волшебнике и смертоносной змее. Только это не совсем сказка, потому что князь Олег действительно когда-то княжил, ходил в далекие военные походы и прославился своими победами, — хотя и очень давно, больше тысячи лет назад. Мы знаем об этом из летописей — старинных книг, в которые записывали разные события: в таком году то-то произошло. В то время русский язык был иным, чем теперь — летописи написаны на древнерусском языке: слово «лето» означало «год», отсюда и само слово «летопись». Вести летописи стали все-таки позже, чем княжил Олег — в его времена на Руси еще не было книг, и потому предания об этом князе, передаваясь из поколения в поколение, стали похожими на сказку. Пушкин любил рассказы о русской старине, знал и летописные предания, читал сочинения ученых-историков. Летописное предание о гибели древнерусского князя Олега — хотя и немного страшное, но поэтичное — Пушкин передал в этих стихах, которые назвал «песнью». Ведь когда-то в старину такие сказания — о воинах, о битвах, о встречах с чудесами — рассказывались нараспев на княжеских пирах.
В этом стихотворении много непривычных слов — старинных, которые сейчас почти не употребляют, и понять стихи трудно, если не поняты все слова. Зато, разобравшись с каждым таким непонятным словом, для нас открывается весь смысл этих стихов и вся их красота.
Сначала, конечно, нужно рассказать о том времени, когда жил князь Олег. Мы уже сказали, что это было больше тысячи лет назад, —только историки так не говорят; они скажут: «Эта история произошла в начале десятого века». Один век — это сто лет, а счет веков ведут от Рождества Христова. Значит, речь идет о том времени, когда пошла десятая сотня лет после Рождества — прошло девять веков, и начался десятый, девятьсот с лишним лет. Это был, как считается, 912 год. Олег тогда, конечно, был уже старым человеком, и большая часть его жизни прошла еще в девятом веке.
В IX веке (века обозначают римскими цифрами) Олег стал князем в городе Киеве, который стоял на берегу Днепра. Сказав это, мы должны посмотреть на карту. Днепр — большая, широкая река: там, где стоит Киев, даже не видно другого берега. Мы видим ленту этой реки на карте — она долго течет среди степей и, наконец, впадает в Черное море. Степи — это широкие пространства, где совсем нет лесов; в те далекие времена в степи не так много жило людей, и далеко расстилались ее просторы, покрытые лишь дикими травами. Среди степи высились курганы — древние холмы над могилами, в которых часто покоились воины, погибшие в битвах. Ведь здесь с самых древних времен переселялись, сменяя друг друга, разные народы; на открытом пространстве степей разыгрывались ожесточенные войны. Жители Руси — славяне — степные просторы называли «полем» и с опасением смотрели в сторону «дикого поля», откуда можно было ждать нападения степных народов.
Вокруг Киева жили славяне, которых называли «полянами»; «поляне» — от слова «поле». Севернее же Киева Днепр течет через леса — тогда это были глухие, непроходимые леса, и, если нужно было отправляться в путь, то передвигались по рекам — на лодках или, зимой, на санях. Здесь, среди лесов, жили другие племена славян — например, древляне, кривичи, а реке Оке — вятичи. Еще севернее, где стоял город Новгород, жили новгородские словене. Славяне были земледельцами: сеяли хлеб на полях, а землю пахали деревянной сохой или плугом, запрягая в него лошадь. Разводили и скот, а зимой ходили на охоту, чтобы прокормиться и запастись мехами. В лесах добывали дикий мед, собирали орехи и ягоды. Лес давал и дерево для построек, и смолу для лодок, и лыко для корзин, и многое другое. Древние славяне, как и другие народы своего времени, знали самое разное ремесло: были и гончарами — лепили посуду из глины, и кузнецами — ковали железо, которое добывали на своей земле. По берегам рек стояли первые города — совсем небольшие, с деревянными постройками и бревенчатыми стенами с башнями — для сторожей, чтобы издали увидеть неприятеля. Ученые, которые раскапывают древние поселения — археологи — изучили жизнь древних славян, и в музеях можно увидеть их вещи, привезенные с раскопок: глиняную посуду, топоры, конскую упряжь или украшения, которые носили славянки — ожерелья, перстни, браслеты.
В главных городах жили князья — военные предводители славян, которые подчиняли окрестные племена и собирали с них дань дорогими мехами и другими ценностями. Князья вели войны — и затем, чтобы защитить свои владения, и затем, чтобы захватить новые земли и военную добычу — золото, серебро, дорогое оружие. Таким князем-воином и был Олег, и свой город Киев он тоже захватил в результате военного нападения, придя туда из Новгорода; сам же Олег был из варягов.
Варяги — воинственный народ сурового севера — жили за Балтийским морем (найди его на карте), которое тогда называли Варяжским морем. Варяги были хорошими мореходами; они плавали по морям на длинных кораблях с веслами, большим парусом и головой дракона впереди. Варяжские корабли заходили и в реки; по рекам они и попадали в земли славян.
Проследим путь такого корабля. Он переплыл Балтийское море и зашел в узкий Финский залив, и дальше пошел по реке — широкой, но совсем не длинной — это река Нева, она несет свои воды к морю, вытекая из Ладожского озера. Из Ладоги корабль повернул на юг и поплыл по реке Волхову, миновал еще одно озеро и продолжал путь в том же направлении. Уходя на юг, реки становились все уже и мельче, и вот уже корабль днищем скребет по камням — и приходится тащить его, как говорили, волоком.
Так, волоками, и перетащили корабль к Днепру, и теперь, плывя по течению, можно добраться до Черного моря. Плывут варяги по Днепру и удивляются его красоте: то леса густою чащей заслоняют его берега, а вот уже раскинулись неоглядные ковыльные степи. Куда стремится корабль, не боясь трудностей? — За море, к богатому городу Царьграду. Город этот в то время был столицей большого государства, и жили в нем греки — южный народ. Поэтому путь, по которому прошел корабль, называли «Из варяг в греки». По нему плавали в Царьград за богатыми товарами и варяги, и славяне, а страну по берегам рек стали называть «Русь». Русские корабли — ладьи — везли свои лесные богатства — меха, мед, — чтобы за них получить у греков заморский товар — красивое оружие, дорогие узорчатые ткани. Самыми дорогими мехами на Руси считались куничьи шкурки, поэтому ими даже пользовались, как деньгами, а цены измеряли в «кунах».
Неудивительно, что именно на этом пути выросли самые богатые русские города: на Волхове — Новгород, а на Днепре — Киев.
Что же летописи нам рассказывают об Олеге? — В Новгороде одно время правил варяжский князь Рюрик. Когда он умер, его сын Игорь был еще совсем мал, и за него стал править воинственный Олег. И вот собрал Олег своих воинов, отправился на ладьях по Днепру, захватил Киев и стал в нем править, пока подрастал княжеский наследник Игорь. Ходил он в то время в далекие военные походы — и в «поле», и даже в далекий Царьград, — об этом мы еще расскажем, когда будем читать стихотворение Пушкина.
И, наконец, летопись рассказывает, что у князя Олега был любимый конь. И услышал князь предсказание, что будто он погибнет от этого коня. Потому Олега и прозвали «вещим», то есть мудрецом, таким человеком, который знает будущее. Но теперь почитаем само стихотворение Пушкина, — почитаем вместе, внимательно, размышляя над каждым словом.