М. фон Альбрехт. История римской литературы. Вторая глава: II. поэзия. A. Эпос и драма. ТЕРЕНЦИЙ. Язык и стиль

 

Михаель фон Альбрехт. История римской литературы
От Андроника до Боэция и ее влияния на позднейшие эпохи
Перевод с немецкого А.И. Любжина
ГЛК, 2003. Том I. 

Примечания, библиографию, хронологическую таблицу,
список сокращений смотрите в печатном издании книги

 

 

В то время как Плавт — творец слов, Теренций, как позднее Цезарь, относится к авторам, думающим о чистоте языка и формирующим стиль. Язык и стиль становятся изысканнее и — в соответствии с окружением писателя — «аристократичнее», чем у Плавта; дикорастущим новообразованиям приходит конец. Легкий архаизм tetuli вместо tuli обнаруживается в самой ранней пьесе — Andria, и отсутствует в поздних Adelphoe. Простой, благородный тон объясняет успех Теренция как школьного автора. У него строгий вкус, сдержанный язык. Вполне по-менандровски — но без плавтовской народности и исходя из обиходного языка знатных римлян — Теренций создает аналог приятности аттической речи; реплики и ответы находятся в тесной связи и тонко подогнаны друг к другу. Так возникает литературный язык, более ясный, стройный и гибкий, чем вся предшествующая латынь, — пролагающий путь элегантности сочинений, скажем, Гракха или Цезаря.

Плавт нагромождает бранные слова и предпочитает при этом конкретные представления, Теренций избегает названий животных (он знает лишь belua, asinus и canis, «скотина», «осел», «собака») и лексики из сексуальной сферы; грубые шутки он заменяет иронией. Иногда остроумный поэт использует умолчания, так что мы должны догадываться о не употребленных бранных словах. Многозначительно и тонко и употребление междометий, которые зачастую не имеют параллелей у Менандра. Стремление Теренция к стилистическому единству видно и в том, что в менандровой Perinthia звучат более резкие тона, нежели те, к которым мы привыкли в Andria Теренция. Часто Теренций употребляет абстрактные образования на -io, которые продолжают эллинистическую традицию и частично утвердятся только в поздней латыни. Многие прилагательные он метафорически переносит в сферу души. Его как бы «просвещенное» сознание проявляется и в том, что он никогда не оставляет неотмеченной смену субъекта в предложении.

Стиль Теренция, без сомнения, менее риторичен — и менее поэтичен — чем стиль Плавта, но все еще риторичнее, чем менандровский. Конечно, имеет смысл читать его прологи как апологию; другой стилистический отпечаток у рассказов-экспозиций; третий регистр в диалоге, и здесь так же есть легкие различия в зависимости от положения и лица.

Сентенции, которые апелляцией к общему опыту устанавливают контакт со зрителем, в этой функции заменяют до некоторой степени плавтовский смех. Они могут служить характеристиками лиц (напр., Микиона в пьесе Adelphoe) и выделять важные моменты. Однако Теренций более скуп на сентенции, чем Менандр.

Число стихотворных размеров уменьшено. Симметрично выстроенные полиметрические кантики чужды Теренцию. В основном он использует ямбический сенарий и трохеический септенарий. Нередко появляются также ямбические септенарии и трохеические октонарии. Ямбический октонарий не только относительно, но и абсолютно чаще, чем у Плавта (500 стихов против 300). В отдельных случаях употребляются бакхии, дактили, хориамбы. В самой ранней пьесе, Andria, метрическое разнообразие относительно самое большое; позднейшее ограничение основано, стало быть, на сознательном выборе. С другой стороны, изменение размера внутри сцен — по большей части в поворотных пунктах, заданных содержательно — не соответствует менандровскому обыкновению; и в диалоге размер изменяется куда чаще, чем у Плавта. Так, несмотря на незначительное число размеров, достигается определенная пестрота, без того чтобы можно было утверждать, будто в сенариях представлены только факты, а в септенариях — только чувства. Вкрапления из коротких стихов равным образом исполняют служебную функцию по отношению к различным эффектам.

Оформление стиха становится более элегантным; как Акций — а позднее Цицерон и Сенека — Теренций избегает заполнения двух последних стоп сенария одним длинным словом. Ямбический октонарий также развивается по тем же правилам, что и в трагедии. В живом диалоге Теренций тоже делит короткие стихи (сенарий) иногда на четыре части. Черта, отличающая Теренция от его современников, у которых по древнелатинскому обычаю совпадают фраза и стих, — менандровское растворение колона с помощью частого enjambement — что как бы укрывает поэтическую форму покрывалом «естественности». Одно это показывает своеобразие его творческих достижений.