П.А. Малашина. Османская империя и Империя ромеев: идея преемственности
Лекция преподавателя истории Полины Алексеевны Малашиной
- На перекрестке цивилизаций. Поль Лемерль. История Византии. Димитрис Кицикис. Османская империя. (http://katehon.com/node/16945)
- Петросян Ю.А. Османская империя: могущество и гибель. Исторические очерки. М., 1990. 280 с.
- Шамсутдинов А.М. Проблемы становления османского государства по турецким источникам XIV – XV вв. // Османская империя: система государственного управления, социальные и этнорелигиозные проблемы. М., 1986. С. 19 – 39.
Османская империя и Империя ромеев: идея преемственности
Временные рамки существования Османской империи – 1299 – 1922 гг.
Это государство, в котором за шестисотлетний период правления не менялась правящая династия, зарождается буквально под боком у правителей Восточной Римской империи и со временем занимает ее место.
Родоначальником династии был тюркский правитель Осман (1288 – 1324). Территория государства, сперва небольшая, к концу XVII века распространяется на три континента. На складывающейся территории особо выделяются две части: Румелия (территория, населенная «римлянами») и Анатолия – восточная часть.
Становление государства и его возвышение приходится на период упадка Империи ромеев, обусловленного походами крестоносцев и политическим кризисом. Одновременно с отвоевыванием земель тюрки-османы не могли не перенимать у соседней великой империи отдельные существенные черты, такие, как система управления, идея власти, культура. В частности, уже при первых правителях языком администрации наряду с персидским становится греческий.
К середине XV века территория Империи ромеев большей частью находится под властью осман, остается закономерный шаг – завоевание Константинополя. Особенности оформления территории будущей империи определяют необходимость учитывать не только тюркское, мусульманское население, но и православное – греческое.
У самих ромеев с осознанием неизбежного в это время также формируется идея диархии, двуглавого государства, в котором на равных правах будут существовать два народа – тюрки и греки. В середине XV века эту мысль в письмах, обращенных к Мехмеду II, формулирует ученый и философ Георгий Трапезундский. После захвата Константинополя, в 1466 году, он пишет еще одно послание, в котором признает Мехмеда законным императором римлян: тот захватил Константинополь, а значит, на то была воля Бога.
Султаны не только делают своей столицей бывшую столицу Восточной Римской империи, но и усваивают идею преемственности.
«Среди многочисленных документов Баязида II (1481-1512) на греческом языке можно выделить его письмо венецианскому дожу от 7 апреля 1503 г., которое начинается словами: «Soultan Baye-zit Theou chariti Basileus kai Autokrator [ton Romaion] amphoteron ton epeiron Asias te Europes kai ton hexes...», что означает: «Султан Баязид, Божией милостью Василевс (царь) и Автократор (самодержец, император) двух континентов Азии и Европы и остального мира...»
Обозначая себя титулами, присущими ромейским императорам, Баязид через это претендует и на территории, входившие когда бы то ни было в состав Восточной Римской империи. Характерная деталь: Баязид пишет письмо на греческом языке. Единый османский язык формируется лишь в 1839 г., в рамках реформ Танзимата. За время же существования многонациональной империи складывается система, в которой турецкий язык – язык простолюдинов, персидский и арабский – языки мусульманской учености, греческий существует и имеет хождение наряду с ними, в том числе как язык торговли и администрации.
Наследник Баязида, Селим I (1512 – 1520), будет обосновывать так свое право на захват египетских земель: кроме того, что египтяне должны подчиниться правителю правоверных, как наследник императоров Восточной Римской империи, он имеет право на все земли, когда-либо входившие в ее состав.
Как сосуществовали в огромной империи разные народы и разные религии? Это, пожалуй, одна из самых характерных особенностей Османской империи.
С самого начала существования складывается система миллетов, которая подразумевала значительную долю самоуправления для различных народов и религий. Самые крупные миллеты – мусульманский, греческий – православный (у греческого патриарха даже был титул визиря, он принимал все наиболее важные для православного миллета решения), армяно-григорианский и иудейский. Впоследствии под давлением европейских государств появляются также католический и протестантский миллеты.
Эта система, которая позволяла примирить народы в рамках большой многонациональной империи, впоследствии сослужила османам дурную службу: со временем европейские державы сочтут себя вправе вмешиваться в жизнь в империи на правах защитников народов соответствующих конфессий (примерами такого вмешательства в агрессивной форме могут служить Крымская война 1853-56 гг., русско-турецкая война 1877-78 гг.).
Окончательно система централизованной власти оформляется при Сулеймане Кануни (1520 – 1562 гг.) Султан выступает как владелец всей земли в государстве, главнокомандующий всего войска, а также халиф – высший духовный лидер мусульман. В этот период, с завоеванием арабских святынь, вместе с претензией на лидерство в исламском мире возникают и приобретает влияние исламский фундаментализм, губительный для многонациональной и многоконфессиональной империи.
Говоря о преемственности идей Империи ромеев и Османской империи, необходимо отметить преемственность и в архитектурной традиции. На примере архитектуры, пожалуй, наиболее ясно видно взаимовлияние культур Промежуточного региона (термин, введенный в историографию Д.Кицикисом), в котором в едином котле на протяжении веков сплавлялись элементы восточной и западной, христианской и мусульманской культур.
Димитрис Кицикис. Османская империя.