М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров. Ромеи — наследники римлян
Текст приводится по учебнику:
Бойцов М.А., Шукуров Р.М. Всеобщая история. История Средних веков.
Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.
М.: Русское слово, 2012.
Глава 2. К востоку от Запада (Византия в IV—VI вв. Возникновение ислама)
Византийская империя — наследница Римской. Византия образовалась на ее восточных землях,
поэтому ее также называют Восточно-Римской империей.
Константин и его град
Константин Великий. Скульптура (IV в.)
Основателем Византийской державы считается римский император Константин Великий (306—337). Этот император сочувствовал христианам и помогал распространению и укреплению новой религии в Римской державе. Он и сам принял христианство, правда, лишь накануне своей смерти, став первым христианским правителем Римской империи. Позже церковь признала императора Константина святым.
Константин Великий семь лет строил новую восточную столицу империи на месте древней греческой колонии Византии, располагавшейся на берегу Босфорского залива. Сам император с копьем в руке намечал границы будущего города. Когда идущие за ним приближенные вслух удивились обширности задуманного города, Константин им ответил: «Я пойду до тех пор, пока не остановится некто, идущий впереди меня!». Новую столицу назвали в честь императора Константинополем (в переводе с греческого означает «Град Константина»), а покровительницей города стала Богородица.
В 395 г., после смерти римского императора Феодосия единая Римская империя разделилась на два самостоятельных государства — Западно-Римское со столицей в Риме и Восточно-Римское (т. е. Византию) со столицей в Константинополе.
Восточная держава
В пределы Восточно-Римской империи в IV в. вошли Балканский и Крымский полуострова в Европе, Малая Азия, Кавказски,, земли, Сирия, Палестина, Египет, а также Крит, Кипр и другие острова в Средиземном море. Восточно-Римскую империю населяли многие народы — греки, сирийцы, армяне, грузины, евреи и др. Больше всего было греков, и греческий язык, вытеснив латинский, со временем стал государственным языком империи.
Восточно-Римскую империю стали называть в Западной Европе Византийской империей, или Византией, а жителей ее — греками. Однако сами подданные империи продолжали считать себя римлянами (по-гречески — «ромеи»), а свое государство — Римской (Ромейской) империей. Под именем римлян знали византийцев и восточные народы.
В Византии было множество городов. В самых крупных из них, например в Константинополе и Александрии, стояли величественные общественные здания, высились многоэтажные жилые дома, улицы городов украшали античные скульптуры, портики (колоннады), фонтаны. В византийских городах процветали всевозможные ремесла. На ромейские рынки спешили купцы со всего света от Испании до Китая. «Золотым мостом», соединившим Азию и Европу, стал Константинополь. Византийские торговцы везли на оскудевший Запад богатые одежды и украшения, пряности и дорогое вино, оружие и посуду, церковную утварь и иконы. Многие века византийская золотая номйсма считалась повсюду самой надежной монетой.
Власть василевса
Навершие воинских штандартов,
введённое императором Константином
Во главе Византийской империи стоял василевс (в переводе с греческого — «царь»). Василеве считался Божиим избранником, получившим по милости Бога верховную власть над всем христианским миром. Василевсы полагали, что только они унаследовали у римлян право господствовать над всеми странами Европы, Передней Азии и Северной Африки. Государи других христианских стран долго признавали себя (по крайней мере, на словах) подданными византийского императора.
Двор византийских императоров отличался особенной пышностью, богатством и утонченностью. В праздники и во время приемов василевс облачался в дорогие одежды, расшитые золотом, украшенные жемчугом и драгоценными камнями. Цветом царских одеяний считался пурпурный (темно- и ярко-красный). Пурпурные сапоги мог носить только император. Дорогие платья, царский венец (корона), многие золотые украшения царского наряда были очень тяжелы. Однажды один из византийских императоров даже лишился чувств при коронации, не вынеся тяжести своего облачения.
Василевсу подчинялся громоздкий государственный аппарат, состоявший из многочисленных судебных, военных и налоговых ведомств, а также синклит (так по-гречески назывался сенат), превратившийся в совещательный орган при императоре. Чиновниками и синклитиками (сенаторами) становились не только выходцы из родовой знати. До самых высоких чинов нередко дослуживались и простолюдины, отличившиеся талантами и образованием. Люди низкого происхождения частенько оказывались даже на императорском троне. Это нисколько не смущало ромеев, ибо они, как и древние римляне, считали, что все граждане империи от рождения равны между собою, а родовитость — это частное дело каждого.
Эллинство византийцев
В жизни Византии, избежавшей печальной участи Западно-Римской империи, многое осталось неизменным со старых времен. Эллинство прочно вошло в жизнь византийцев. На ипподромах, как и прежде, народ развлекался зрелищем ристаний (конских скачек), состязаниями борцов и гимнастов, театральными выступлениями мимов (актеров). Как и прежде, горожане лечились у врачей, получавших жалование от городских властей, и ходили в общественные бани. Но главное, что удалось сохранить Византии, — это античную греческую ученость. Уже в начальной школе, через которую проходило большинство маленьких византийцев, детей учили читать на поэмах Гомера и баснях Эзопа.
Русское слово «школа» происходит от греческого «схоже» и имеет то же значение. В византийской школе дети, выучив буквы, учились прочитывать слоги, потом слова, а затем читали древнюю поэзию, вызубривая наизусть сотни поэтических строк. Начальные и средние школы в Византии были в большинстве своем частными и государственными, а не церковными и монастырскими, как в Западной Европе. По дорогам империи все еще путешествовали странствующие философы, а в крупных городах действовали языческие академии, в которых преподавали «эллинскую мудрость». Самой громкой славой пользовалась «матерь наук» — город Афины. В афинской Академии, основанной еще в IV в. до н. э. великим Платоном, преподавали именитые языческие философы. Учившиеся в Афинах студенты так гордились глубиной и блеском своего образования, что, по язвительному замечанию автора V в., почитали себя за полубогов, а всех других за полуослов. Ученые-византиицы в своих речах и книгах пользовались всяким удобным случаем, чтобы показать осведомленность в эллинской поэзии, мифологии и науке, щеголяли друг перед другом удачными цитатами из сочинений древних авторов.
Эллинская мудрость становится христианской
Давид поёт псалмы.
Миниатюра (IX-X вв.)
Мозаика (IX в.)
Со II в. начала складываться христианская теология (или богословие — знание о Боге) которая, используя достижения античной философии, толковала Ветхий и Новый Заветы. Богословы считали, что античные философы обладали только частью истинного знания о мире, лишь вера в Иисуса Христа объяснит и упорядочит те открытия, что сделали в философии язычники. Со временем языческие академии пришли в упадок, а философия возродилась в богословских академиях, стала главным орудием христианской теологии.
Многие христианские богословы сами прежде были язычниками или получили образование в языческих школах и академиях. Большую известность приобрело красноречие св. Иоанна Златоуста (ум. 407), уроженца Антиохии, ученика лучших языческих риторов (учителей красноречия). Став константинопольским патриархом, Иоанн поразился распушенности столичных нравов. Падкий до развлечений народ первое время прерывал его проповеди восхищенными рукоплесканиями и возгласами, как на театральных представлениях Патриарх, наставляя паству, не жалел и царедворцев и клириков, утопавших в роскоши и наслаждениях. Красноречие Иоанна обличало гордыню самой императрицы, которая повелела выставить на одной из площадей изображавшую ее серебряную скульптуру. Император, поддавшись на уговоры оскорбленной супруги и разгневанных клириков, отправил Златоуста в ссылку. Жизнь и проповеди св. Иоанна Златоуста стали образцом для многих лсколений христиан не только в Византии, но и на Руси.
Византийцы-христиане развивали и другие эллинские науки — математику, астрономию, медицину. Многие сочинения древних эллинов сохранили для нас именно ромеи, которые усердно их изучали и часто переписывали.
Евсевий Кесарийский
Новое рождение испытала в Византии историческая наука. Родоначальником христианского историописания считается Евсевий, епископ Кесарии (ум. 339). В «Хронике» и «Церковной истории» Евсевий объединил два очень разных мира: мир Библии (которая рассказывает о судьбе евреев и других ближневосточных народов) и мир треко-римских историков, воспевших деяния греческих героев и римских императоров. Тем самым Евсевий создал всемирную историю человечества, вобравшую в себя истории большинства известных в его время народов. По Евсевию, история человечества начинается с библейского Адама. Потомки Адама заселяют землю, порождают целые народы, создают великие царства. Но вся история человечества — всего лишь подготовка к ее последнему, христианскому периоду, открытому Иисусом Христом. Теперь смыслом истории становится постепенное распространение христианской истины на все племена и народы на земле. Эта историческая картина получила признание во всем христианском мире.
Чем же замечательна Византия?
Византия, сохранив развитое и действенное государство, а также мощную армию, устояла против натиска варваров в эпоху Великого переселения народов. Исключительное сочетание в жизни Византии христианской религии, эллинской культуры и римской государственности сделали ее непохожей ни на одну другую европейскую и азиатскую державу. Византия впитала в себя много ценного из достижений античной цивилизации и долго оставалась самой культурной и могущественной страной в Европе и на Ближнем Востоке.
Вопросы
1. Что могло удерживать от крещения Константина,
принявшего христианство только перед смертью?
2. Если из Византии в Западную Европу везли в основном дорогие товары,
требовавшие для своего изготовления большого искусства,
то что же везли из Западной Европы на рынки Византии?
3. Византийцы считали подданных всех других западноевропейских
и азиатских государств варварами. Подумайте, в чем могли быть причины
этого и какой смысл заключался в таком наименовании?
4. Почему в Византии большинство школ были частными,
а на Западе — церковными или монастырскими?
5. Что можно сказать о взаимоотношениях патриархов
со светскими властями на примере рассказа об Иоанне Златоусте?
Из «Источника знания» богослова Иоанна Дамаскина
(конец VII — середина VIII в.)
О знании
Ничего нет дороже знания, ибо знание есть свет разумной души; напротив, незнание — тьма. Подобно тому, как отсутствие света есть тьма, так и отсутствие знания есть тьма разума. Ибо незнание свойственно существам неразумным, а знание — разумным. Поэтому всякий, кто от природы способен к приобретению знания и к пониманию, но не приобрел его, тот, хотя от природы и разумен, но из-за нерадивости и душевной слабости хуже существ неразумных. Под этим знанием я разумею истинное знание сущего, ибо любое знание касается сущего.
Ложные знания, будучи как бы знанием не сущего — скорее незнание, нежели знание. Ибо ложь есть не что иное, как не сущее. А так как мы живем не одной душой, но душа наша сокрыта плотью, словно завесою, и имеем нечто вроде ока — видящий и познающий ум, воспринимающий знание и понимание сущего, то душа имеет знание и понимание не сама по себе, а ей необходим для этого наставник; приступим же к неотложному наставнику — истине.
Св. Григорий епископ Нисский (ок. 335—394)
о смысле церковной музыки
...К чему я клоню? А вот какое рассуждение о нашей природе довелось мне слышать от одного мудреца: человек есть некий микрокосм (Микрокосм — малая Вселенная, мир в уменьшенном виде, в миниатюре. ), заключающий в себе все, что можно найти в макрокосме (Макрокосм — вся Вселенная, весь наш мир). Между тем порядок мироздания есть некая музыкальная гармония, в великом многообразии своих проявлений подчиненная некоторому строю и ритму, приведенная в согласие сама с собой, себе самой созвучная и никогда не выходящая из этой созвучности, нимало не нарушаемой многообразными различиями между отдельными частями мироздания. Ведь когда музыкант трогает струны плектором (Плектор — костяная пластинка для игры на струнных щипковых инструментах, то же, что медиатор.), он извлекает мелодию именно из разнообразия звуков, и притом, если бы все струны издавали один и тот же звук, мелодия вообще не могла бы родиться. Совершенно таким же образом пестрое смешение вещей в мировом целом, повинуясь некоему стройному и ненарушимому ладу и само с собой согласуясь через соподчинение частей, творит вселенскую мелодию. Эта мелодия внятна для ума, ничем не развлекаемого, но поднявшегося над чувственным ощущением и слушающего напев небес... Поистине из мирового созвучия рождается гимн непостижимой и неизреченной славе Божией: этот гимн — согласованность мироздания с самим собой, слагающаяся из противоположностей.
Из поэмы стихотворца VII в. о житейской суетности
Кто, глядя из сердечной глубины своей
На этой жизни зрелище позорное,
Не заглушит слезами смех свой зрительский?
Со сцены сей над нами насмехаются
Поддельных шуток мастера поддельные,
Играя в троны, расписные почести,
В придуманные власти, как безумные.
Из смеха порождаются несчастия:
Вот он выходит в царском облачении,
Гордясь собою, счастья причастившийся,
Безмолствует в своем великолепии
И мнит: «Я — всё», меж тем как он и есть ничто,
И мнит: «Всё знаю», ничего не ведая,
В одной душе двойное заблуждение:
Мудрец он — мнимый, острослов — затупленный,
И все ж он величается и тешится,
Доколе смерть с подмостков не сведет его.
Вопросы
1. Из чего состоит то знание, о котором говорит Иоанн Дамаскин?
2. Как вы полагаете, чего больше в рассуждениях
св. Григория Нисского — эллинского или христианского?
3. Почему приведенное стихотворение не могло оскорбить правящего императора?
Текст в интернете:
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000033/st003.shtml