Архитектура и архитектурный декор Ольвии (III-I вв. до н.э.) // Г.И. Соколов. Ольвия и Херсонес

Г.И. Соколов. Ольвия и Херсонес (ионическое и дорическое искусство)

Подробнее о книге

 

В раннеэллинистической Ольвии, несмотря на постоянные набеги и нападения беспокойных и воинственных соседей, памятники архитектуры были, очевидно, не хуже, чем в богатых греческих городах метрополии. Создавались обычного типа, с внутренними двориками дома, выходившие наружу глухими стенами. Один из них, открытый Б. В. Фармаковским в Верхнем городе, у Зевсова кургана, датируется III в. до н. э. Реконструкции его различны. Б. В. Фармаковский полагал, что выходивший на парадный двор портик дома был двухэтажным; И. Н. Соболев же считал его одноэтажным, хотя и превосходившим по размерам высоту боковых колоннад". Ионический ордер украшал прямоугольный дворик, образуя перистиль. Второй этаж, по Б.В. Фармаковскому, имел коринфский ордер; по И. Н. Соболеву, коринфские капители принадлежали пилястрам выходившего на перистиль портика.

Пол дворика этого дома, где жил состоятельный ольвиополит, устилала мозаика из синих, белых и светло-желтых камней речной гальки, укрепленных составом из извести и песка. Несохранившаяся сюжетная композиция помещалась в кругу, ограниченном квадратом, углы которого за пределами круга заполнялись пальметтами, а квадрат окаймляли изображения львов, пантер, кабанов, грифонов. Со всех четырех сторон мозаику обрамлял узкий фриз с орнаментом в виде волны. Нет сомнений, что в интерьерах дома, кроме возможных мозаик, имелась еще и скульптура: там найдены мраморные головки Асклепия и Гигиеи.

В этом районе склона, с видом на лиман, строились красивые дома, эффектно вырисовывавшиеся при обозрении их из Нижнего города на фоне неба. Обнаруженные археологами стены подвальных помещений, лестницы, дверные и оконные проемы, хозяйственные дворы, водостоки, вымостки (археологический район "АГД") свидетельствуют, что здесь в годы эллинизма возникло немало крупных зданий. Возможно, и они имели в интерьерах мозаичные украшения и скульптурные изваяния.

Ольвийские эллинистические жилые кварталы с многокомнатными крупными домами обширны. Богатыми выглядели постройки Нижнего города, открытые еще раскопками Б. В. Фармаковского и изученные его преемниками. Широкие, выложенные хорошо отесанными каменными плитами дворы окружались колоннадой, образуя перистили. Трапециевидная форма некоторых таких дворов иногда вызывалась расположением дома на перекрестке улиц, пересекавшихся под тупым углом и. Если обратить внимание на планы многих эллинистических помещений и зданий Малой Азии и Балканского полуострова, нетрудно заметить тяготение к типичным трапециеобразным построениям, по-видимому выражавшим художественные вкусы того времени.

О существовании в Ольвии двухэтажных домов свидетельствуют не только археологические раскопки, но косвенно и древние авторы. Лукиан Самосатский пишет: "Абавх однажды пришел в город Борисфенитов с женой и двумя детьми... Ночью во время их сна — а им случилось остановиться в верхнем этаже — вспыхнул сильный пожар; все выходы были отрезаны, и пламя охватило дом со всех сторон".

Стены крупных и богатых построек Нижнего и Верхнего города покрывала цветная штукатурка. Сохранились фрагменты красного, белого, а также желтого цвета с рельефной поверхностью (типа первого помпеянского стиля). Имелись росписи не только в виде чередующихся полос — красной, желтой, белой краски, — но и имитировавшие цветной пятнистый мрамор. В одном из помещений Нижнего города найдена галечная цветная мозаика с ромбовидными узорами, меандром, волнистой линией, плетенкой. По художественному убранству ольвийские здания были сходны с домами других центров античного мира, в частности Олинфа.

Разнообразен был и архитектурный декор того периода. Терракотовые антефиксы создавались фигурными, иногда с головой горгоны Медузы. На глиняной покрывавшей крыши черепице ставились клейма изготавливавших ее мастерских: рядом с трехстрочной надписью оттискивался характерный для монет Ольвии орел, когтящий дельфина, или также свойственный Ольвии спиралевидный узор. Общественные постройки имели и каменный декор. Найден слегка изогнутый известняковый фриз от круглого в плане с диаметром интерьера около шести метров здания — тол оса (ОАМ). С внутренней стороны он украшен полосой триглифов с полочками, капельками, а в метопах шестилепестковыми розетками, чередующимися со львиными головами. Различного типа кладка — квадровая, полигональная или орфостатная — была также своеобразным декором. Для эффектного светотеневого оживления стен использовался руст.