Игорь Румянцев (3 класс). «Старая Москва: Никольская улица». Исторический очерк

 

Из Журнала Классической гимназии

 

Никольская улица. Вид на Никольскую башню и Исторический музей

 

Никольская улица начинается от Никольских, или Николаевских, ворот Московского Кремля. Раньше она начиналась в самом Кремле, от колокольни Ивана Великого. Минуя Никольские ворота, через Никольский мост на рву, отделявшем Кремль от Красной площади, тянулась на северо-восток, переходя в теперешнюю Никольскую улицу.

Слева от Никольских ворот, где кончается Красная площадь, стоит здание Исторического музея. Это здание построено в 1883 году на месте Земского приказа. Здание Земского приказа, Воскресенские ворота и примыкавший к ним дом Губернского правления были построены в XVII веке. В 1737 г. пожар сильно повредил эти здания, и при их восстановлении архитектором Иваном Мичуриным были сделаны большие изменения. Избежали их только Воскресенские ворота, сохранявшие свой первоначальный облик вплоть до 1931 года, когда они были разрушены большевиками.

В здании Земского приказа с 1755 года помещался основанный М.В. Ломоносовым Московский университет с двумя гимназиями — одной для дворян, другой — для людей разных чинов. 26 апреля он был торжественно открыт графом И.И. Шуваловым. В этом здании Университет находился вплоть до перенесения его на Моховую, где он находится по сей день. После здесь находилась Московская Городская Шестигласная Дума.

В здании Воскресенских ворот при императрице Анне Иоанновне до 1731 г. помещалась лаборатория Монетного Двора и палата Главной Московской Аптеки, а с открытием Университета — первая в России гражданская типография. Каждый, проходивший в Кремль, на Красную площадь через Воскресенские ворота должен был прежде всего помолиться у «Иверской матушки» — в часовне иконы Божьей Матери «Иверская», перед Воскресенскими воротами. Деревянная часовня была построена в 1782 году, а в 1801 году она была увенчана куполом и фигурой ангела с крестом. В часовне была помещена чудотворная икона, список с Иверской иконы, находящейся на Афоне в монастыре Иверон. Этот список, доставленный в Москву по заказу патриарха Никона, до того находился на Воскресенских воротах. Возили чудотворный образ и по домам, но на это время в часовне ставилась икона-заместительница. В 1922 году все драгоценное убранство часовни было изъято и бесследно исчезло. В 1929 году часовня была разрушена. В 1994 Святейший Патриарх Алексий II с крестным ходом от Казанского собора торжественно освятил закладной камень часовни. В начале этого года часовня, вместе с Воскресенскими воротами, была выстроена. Внутрь был помещен новый список с чудотворной иконы. Иверскую икону называют Портаитисса-вратарница, так как на Афоне в Иверском (Грузинском) монастыре подлинник помещен над вратами монастыря: Богородица Сама захотела пребывать там, охраняя монастырь, в котором, как повелела Она, не должно быть игумена — Она сама захотела быть его игуменьей. Припев в акафисте Иверской иконе звучит так: «Радуйся, Благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая». Потому и в Москве перед Воскресенскими воротами — входом на Красную площадь — стоит часовня в честь Иверской иконы Божьей Матери. Постоянного духовенства в часовне нет — по очереди там служат молебны с акафистом клирики из всех московских храмов.

 

 

Поднимаясь от ворот к площади, мы видим небольшую церковь — собор во имя Казанской иконы Божьей Матери. Собор является памятником избавления Москвы от польского нашествия в 1612 году. Икона была перенесена в Москву из Казани по распоряжению патриарха Гермогена 26 мая 1611 года. Она была постоянной спутницей и помощницей князя Димитрия Михайловича Пожарского во всех его походах. Особенно чудесная помощь от иконы была оказана войскам Пожарского 22 октября 1612 года, когда они приступили к решительным действиям по освобождению Москвы от засевших в Кремле врагов. Собор строили Семен Федорович Глебов и Наум Петров в 1635-1636 годах. В 1637 году он был освящен патриархом Иосифом в присутствии самого Михаила Федоровича — первого царя династии Романовых, на средства которого строился собор. В собор была перенесена из Введенского храма и сама чудотворная икона, находившаяся там до революции. Царем Михаилом Федоровичем были установлены два крестных хода из Успенского собора Кремля до Казанского. В крестных ходах принимали участие не только патриархи, но и сами цари. Крестные ходы начинались у Успенского собора, выходили через Спасские ворота, шли к Лобному месту и дальше к Казанскому собору. У Лобного места отделялись небольшие крестные ходы, которые по благословению патриарха должны были идти «по градам», то есть по стенам Китая, Белого и Земляного города. Впрочем, крестные ходы «по градам», которыми освящалась вся Москва, продолжались только до 1765 года, когда было объявлено об их прекращении, так как во многих местах стены были разобраны, а в других по ним было опасно ходить. С тех пор крестный ход шел только из Кремля в Казанский собор.

 

Начало Никольской улицы. Вид с Красной площади от Казанского собора

 

Собор был одной из важнейших московских церквей; он неоднократно перестраивался: в 1760-х, 1805, 1825 и 1865-х годах.

С его паперти произносил свои обличительные проповеди протопоп Аввакум. Однако к 1865 крыльцо-паперть было заслонено колокольней, построенной в XIX веке. Сам собор к тому времени после многочисленных ремонтов сохранял в себе мало чего древнего. Последний ремонт прошел в 1925-1929 годах под руководством архитектора Барановского. В 1936 храм был снесен, а на его месте появился общественный туалет. Восстановлен храм в 1933 году. Восстановлена по древнему образцу знаменитая паперть собора. Главная святыня собора — мощевик с частицами мощей многих святых и даже с кусочком ризы Пресвятой Богородицы.

Никольская всегда была одной из самых бойких улиц Москвы, да и сейчас нельзя не удивиться обилию там коммерческих лавок. Но раньше особенностью Никольской было обилие там лавок иконных. Торговля иконами началась еще с XV столетия, и место торга, по левой руке улицы за Казанским собором, называлось Иконным рядом. Впрочем, торговля святыми иконами здесь, на проезжей бойкой улице была признана непристойной царем Федором Алексеевичем Романовым, и указом 1681 года весь торг был перенесен в 10 лавок, построенных здесь же на Никольской, в Книжном Печатном Дворе.

Зайдя в небольшие ворота по левой стороне улицы, мы увидим старую полуразрушенную церковь — это монастырь Всемилостивого Спаса на Никольском хресце, что за Иконным рядом, или просто Заиконноспасский монастырь. Он имеет два престола: Спаса Нерукотворного Образа — нижний, и верхний — иконы Божьей Матери Всех Скорбящих Радость. Монастырь основан в 1600 году Борисом Годуновым. Главный храм монастыря — Спасский собор, сохранившийся до наших дней, — был построен в 1660-1661 годах князем Р.Р. Волконским но повелению царя Алексея Михайловича. В 1665 году в монастыре была образована школа для подготовки чиновников правительственных учреждений, возглавлял которую Симеон Полоцкий, бывший одно время настоятелем монастыря. После кончины в 1680 году он был тут и погребен, под стеной главного храма. По предложению ученика Симеона Полоцкого, Сильвестра Медведева, в 1687 году, когда прибыли с Востока знаменитые ученые того времени, братья Иоанникий и Софроний Лихуды, в монастыре, в здании, специально построенном царем Федором Романовым, была открыта Славяно-Греко-Латинская академия, которая в 1814 была перенесена в Троице-Сергиеву Лавру и преобразована в Московскую Духовную академию. Современный вид собор приобрел после реконструкции начала XVIII века и обновления 1851 года. В 1743 году храм был сильно поврежден пожаром, восстановлен в 1742 году в прежнем виде. Нижний придел сейчас находится под землей, так как очень сильно нарос культурный слой вокруг собора. Икон там почти еще нет, стены потрескались — все это создает впечатление раннехристианской катакомбы.

Войдя со двора Заиконноспасского монастыря, мы видим через улицу — на углу Богоявленского переулка и Никольской улицы — среди небольших строений высокую реставрирующуюся церковь — это собор Богоявления большого Богоявленского монастыря. Монастырь этот — один из самых древних в Москве, год его основания не известен, но в летописи он впервые упоминается в 1296 году. Некоторые, впрочем, считают, что этот год и есть год его основания: этот год падает на княжение преподобного князя Даниила Алексеевича Московского, основателя московской династии и небесного покровителя Москвы, сына святого Александра Невского. Одним из первых игуменов монастыря был преподобный Стефан, брат преподобного Сергия Радонежского. Монахом этого монастыря был митрополит Алексий. Первый деревянный монастырский собор был выстроен в конце XIII - XIV веков, каменный — в 1342 году. Существующий теперь двухэтажный каменный собор был построен в 1693-1696 годах. В 1929 году был закрыт, использовался под склад, жилье. Колокольня монастыря с надвратным храмом Спаса Нерукотворного сломана в 1920-х годах. Купол собора с крестом был снят большевиками, сейчас восстанавливается. Фрески верхнего (главного) придела были тщательно замазаны. Сейчас удается, тщательно соскабливая новую краску, открыть некоторые из них.

 

 

Церковь Богоявления Господня Богоявленского монастыря. Литография сер. XIX в.

 

 

Идя дальше по Никольской, слева можно было видеть массивное зеленое здание, покрытое белой резьбой. Это — знаменитый Государев Печатный двор, в том веке бывший Синодальной типографией. Здание Печатного Двора построено в 1679 году, в царствование царя Феодора Алексеевича Романова.

Это здание было центром тогдашней учености — в нем помещалась правильная палата, где заседали правщики, ведавшие корректурной и редакционной частью издания церковных книг, и «государская книгохранильная палата» — первая русская публичная библиотека, при которой была учреждена особая должность библиотекаря.

 

 

Печатный двор. Синодальная типография. Главный фасад

 

 

В Древней Руси книги распространялись посредством переписывания. Для этого существовали наемные «доброписцы». Но их недобросовестность и непрофессиональность привели к тому, что почти не оставалось церковных книг без ошибок, недопустимых в священных текстах. Потому и решили завести книгопечатание, как это уже было у греков в Византии, в Белой Руси и в Литве. Для помещения типографии царь Иван IV Васильевич Грозный велел отстроить особые хоромы на Никольской улице, в соседстве с Никольским Греческим монастырем. Печатный двор строился на средства самого царя, по благословению митрополита Макария. За дело взялись дьякон Иван Федоров и Петр Мстиславец. 19 апреля 1563 года они начали типографские работы, а 1 марта 1564 года выпустили первую на Руси печатную книгу — «Апостол» (деяния святых апостолов и их послания). Книга заключала в себе 267 листов. В каком количестве она была отпечатана — неизвестно. Затем, в 1565 году, они выпустили «Часовник». Но народ недоверчиво воспринял печатные книги — это новшество казалось подозрительным и неблагочестивым. В 1565 году народные волнения достигли такого уровня, что Иван Федоров был вынужден бежать в Литву, где и умер, а типография сгорела. Восстановленная после пожара Московская типография была значительно хуже первой.

Ею управляли Андроник Невежа и Никифор Тарасиев, дела ее пришли в упадок и, наконец, она была переведена в Александровскую слободу, где тогда жил Иван Грозный. Лишь в царствование Феодора Иоанновича, сына Ивана Грозного, в Москве возобновилось книгопечатание. Борис Годунов и Василий Шуйский также способствовали типографскому делу, а Лжедмитрий I даже дал типографии титул «Царской Его величества Друкарни». Вообще, смута мало отразилась на типографии: она продолжала выпускать книги.

Всего за первые 48 лет своей работы (1563-1611) печатня выпустила 30 изданий. Лишь в 1612 году работники типографии бросили работу и разбежались. Но царь Михаил Феодорович Романов по вступлении на царство сразу же начал работу в типографии. Она в это время помещалась в Кремле, а на Печатном Дворе началась постройка каменного двухэтажного здания. Оно было построено к 1620 году. В этом здании находилась только сама типография, а мастеровые и все служащие были поселены в особой Печатной слободе. При Алексее Михайловича и Феодоре Алексеевиче Романовых типография процветала. При Петре I при типографии начали печататься «Куранты» или «Ведомости» А с 1721 года типография была передана в Святейший Синод, в ведении которого она находилась вплоть до революции.

В конце улицы стоит памятник диакону Ивану Федорову. Дата на нем — 1563 год, 19 апреля — день начала типографских работ на печатном дворе. На обратной стороне памятника надпись:

 

 

 

С Никольской вышли первые русские ученые, здесь возникла первая Академия, отсюда впервые люди получили книги. Сделанные типографским тиснением, на ней был открыт первый русский университет, здесь было много монастырей — бывших центрами просвещения Древней Руси. Потому Никольскую называли «улица просвещения старой Москвы».

 

Вид от Лубянской площади на Никольскую улицу