К двадцатипятилетию Классической гимназии при Греко-латинском кабинете Ю.А. Шичалина
Журнал Классической гимназии при Греко-латинском кабинете Ю.А. Шичалина. Выпуск 11
Декабрь 2001
Пастели Елены Утенковой-Тихоновой (Серия поэтических сборников «Для немногих»)
Чудесно рисовать то, что любят люди. Тихая и таинственная вещь природа. Как приятно после жаркого дня прогуляться по лесу. Прекрасна картина «Вечером». В нежно-розовом отражении солнца много печали, но это делает картину трепетной, а почти незаметная девушка создает впечатление таинственного тумана. «Облако в пруду» издалека выглядит нежно и мягко, а когда смотришь на него вблизи, оно как бы проникнуто уютом и теплом.
Евдокия Нестерова (5 класс)
Когда я смотрю на картину «Женщина и облака» мне кажется, что я иду по солнечной дорожке у себя на даче. Художница очень точно передала то состояние природы, когда солнце освещает дорожку, по которой идет женщина, забор, деревья, кусты, дача.
Мария Волкова (5 класс)
Мне очень понравилась картина Е. Утенковой-Тихоновой «За Яузой». Среди деревьев и низких домов одиноко возвышается современный многоэтажный дом. Земля с талым снегом, деревья без листьев и незаметные тени домов и людей занимает лишь треть площади картины. Остальную часть занимает высокое синее небо, какое оно всегда бывает по вечерам весной — почти полностью затянутое облаками всех оттенков заката.
Вячеслав Старостин (9 класс)
Картина «На Яузе» написана очень «мягкими» мазками... Цвета не бросаются в глаза, не «кричат». Прямо хочется там очутиться, именно в ту сумрачную погоду, с теми людьми. Около того дома. Картина «Женщина и облака» понравилась мне больше всех. Мне всегда нравилась деревенская жизнь, нравятся эти пейзажи. Мне нравится читать про деревенскую жизнь. И эта картина не исключение.
Пелагея Белякова (6 класс)
Очень часто, во время посещения выставок, картины на них казались мне не очень подходящими друг другу. Но здесь все пастели объединяет общее легкое настроение. Я очень люблю технику пастели — она замечательно передает общий настрой художницы при написании работы. Все картины, по-моему, лучше смотрятся издалека: подойдя ближе, видишь разбросанные черточки, пятна цвета.., но когда отойдешь на некоторое расстояние, эти обрывки начинают сливаться в очень воздушный, едва уловимый образ... В работах замечательно передана Москва — не старая, а Москва новостроек, может быть, окраин. Высотки здесь не обезображивают пейзаж, а, наоборот, украшают, иногда даже предстают перед зрителем как какой-то мираж. Именно эта светлая легкость в пастелях напоминает иногда отражение в воде — с его немного расплывчатыми, неяркими цветами. Каждая работа будто наполнена московским воздухом — сразу догадываешься, какое же время года, суток. Мне очень понравились картины с изображением домов — такого изображения многоэтажек я еще не видела нигде. Оказывается, все, что угодно можно сделать прекрасным. И особенно хорошо это получилось в пастелях.
Ася Золотухина (9 класс)
Здесь замечательная Москва, на этих пастелях. Сколько раз мы проходим мимо этих домов, зимой, скользя по грязи, непоправимо опаздывая, ругая все на свете. Небо серое, противное, пасмурное. И люди понурые, с грустными лицами, и непонятно, когда все это кончится... Скучно... А на самом деле, если никуда не мчаться, все можно увидеть совсем по-другому. Например, вид с Яузы — все крутом серое, темное, ну, как обычно, но в окнах отражается луч солнца, слабый, неяркий... Когда видишь такой луч, весь остальной рисунок тоже наполняется светом или намеком, надеждой на свет — а это почти что его появление. А хорошо, согласитесь, видеть какой-то пошлый, ничем не примечательный дом, когда смотришь его на выставке, а не на улице, где промозгло и холодно. Художник убирает и сырость, и грязь, и ветер — слушайте, дом сам по себе красив — и как удачно подходит к нему бледное небо, его неяркие цвета. Как хорошо, что есть рядом с ним облезлые деревья, а белоснежная дорожка ведет куда-то вглубь, словно это не десяток деревьев, а целый старинный парк. У меня такие неяркие пейзажи вызывают ассоциации с новогодними и рождественскими открытками конца XIX - начала XX века. Тоже неяркие, они не бросаются в глаза яркими красками, но сильно в них волшебство, изящество и прелесть.
Мария Лайкова (9 класс)