Главная / «Новгород в мае». Дарья Полонская (XI класс). Май 2001
«Новгород в мае». Дарья Полонская (XI класс). Май 2001
Поезд останавливается, проводница открывает дверь, и чувствуешь тот характерный запах вокзала и провинциального города. Смотришь вокруг, и вдруг в голове всплывают образы чего-то очень древнего: деревянная мостовая, лошади, люди с длинными бородами и в странной одежде, нехарактерной для сегодняшнего дня.
Но перед глазами площадь, уже совсем современного вида, автобусы, машины и никаких лошадей. Идешь, оглядываешься по сторонам,— все принадлежит нынешнему времени и даже в голове не укладывается, что этот город существовал уже в X веке. Мы еще не видим церквей, которые и составляют образ этого древнего и великого города. Ты все идешь и идешь, и вдруг валы, и почему-то сердце в груди подскочило, ты переходишь ту грань, которая отделяет новое от старого. Ты находишься в черте средневекового города. По дороге храмы вырастают, как грибы, которых издалека и не видно, но стоит приблизиться, как они показываются. Непонятно, почему у тебя создается впечатление, что город утопает в зелени, хотя деревья только начинают распускаться, а листья распустившихся деревьев слишком малы. Утром трава под ногами мокрая, и поэтому кажется зеленее. Многие купола и крыши храмов также зеленые.
Черемуха цветет, и от этого воздух наполнен тем сладким запахом, который можно услышать утром в московском метро. Хочется все время ходить, но аромат вызывает головную боль, сонное состояние, а главное — какое-то раздражение и нервозность.
Подходишь к храму, и вся мирская суета пропадает, на душе все спокойно. Исчезает все, остаешься только ты и это величественное, гордое здание белого цвета. Входишь, и перед тобой лики, их глаза так и заставляют тебя задуматься над своими поступками. Удивляешься, как человек мог написать это, ведь сейчас этого нет. Эти строгие, простые фигуры вызывают в тебе смирение.
Выходишь, и снова этот запах, что же это такое, снова злость, но она у тебя внутри, где-то очень-очень глубоко, ты не показываешь этого окружающим, ты, как тот храм: снаружи — одно, а внутри — совсем другое; ты, как сам Великий Новгород. Который скрывает в себе огромные богатства.