А.И. Золотухина «Библиотеки, электронные носители информации и их распространение». Апрель 2019
Одна из секций на XVII гимназической конференции «Носители европеизма в XX веке» была посвящена электронным библиотекам, электронным носителям информации и их распространению. Общей идеей секции было показать завершающийся сейчас процесс смены носителей информации (от бумажной книги-кодекса — к электронным носителям) и обсудить все особенности этого процесса и значение его для нашего настоящего и будущего.
Ученик 8 класса Пётр Федосов рассказал об истории создания Thesaurus linguae graecae от знаменитого словаря А. Этьенна до электронной базы данных, содержащей все тексты на древнегреческом языке. В конце доклада Пётр продемонстрировал карту центров классического образования в мире, одним из белых пятен на которой является почти вся территория России.
Арсений Ткаченко (8 класс) сделал сообщение об одном из ведущих центров классического образования, Гарвардском университете и его Центре греческих исследований. В докладе была дана и объяснена модель образцовой институции, дающей все возможности для развития современной гуманитарной науки; приведены примеры выдающихся исследователей Гарвардского центра; подробно рассказано об открытой библиотеке центра, одной из лучших специализированных электронных библиотек.
Истории одной из знаменитейших библиотек мира, Александрийской библиотеки, был посвящен доклад Фёдора Будаева (9 класс). Прекратившая свое существование в III в. по РХ, в начале 70х гг. прошлого века она была «восстановлена» под названием Новой Александрийской библиотеки. Фёдор рассказал, в какой степени Новую Александрину можно считать преемницей старой и какие интересные проекты осуществляются в ней сегодня.
Завершал секцию доклад Натальи Полуниной (10 класс) о проекте Internet archive и Open library, важнейшей в настоящий момент действительно открытой и постоянно пополняющейся интернет-библиотеке. Появившись из идеи фиксации интернет-страниц, Internet archive превратился в целый набор удобных инструментов, облегчающих доступ к информации всякого рода, включая сервисы по переводу книг в электронный формат и постоянно пополняющуюся открытую библиотеку с системой абонементов.
Все участники познакомились с докладами коллег по секции и приняли участие в обсуждении; таким образом, гимназисты получили опыт работы с важнейшими современными электронными ресурсами и получили представление о библиотеках в современном мире.