А.М. Белов «Ars Grammatica». Глава XVIII. Латинская метрика. Классификация латинских стихотворных размеров

 

Для античности была характерна принадлежность определённых размеров к определённым жанрам. Так, эпос всегда писался гексаметром или сатурнинским стихом, элегия — элегическим дистихом, лирика — особыми мелическими размерами и т. д.

Считается, что первоначально все стихи исполнялись под музыку. Музыка, впрочем, была разная. Для одних произведений она была организующим началом, тогда как для других — всего лишь аккомпанементом.

Поэтому произведения первого рода стали назваться лирическими (мелосом),
вторые — нелирическими (декламационными).

Это привело и к формальному различию в строе лирических и нелирических произведений: поскольку лирические произведения предполагали исполнение под музыку, то каждый их слог, вероятно, приравнивался к определённой ноте — оттого метрический узор практически всегда стабилен, а число слогов постоянно (чтобы лучше пелось); поскольку в нелирических стихах упор ставился на декламацию — то их прелесть, наоборот, заключалась в разнообразных количественных заменах (так стихи не звучали монотонно).

Нелирические размеры строились из определённого сочетания метров и поэтому в античной традиции назывались стихами

(по метру),

лирические размеры представляли собой сочетание уже готовых мелодий — так называемых мелических колонов — и потому на метрические стопы не делились:

эти размеры назывались стихами

(не по метру).

Поэтому почти все известные латинские стихотворные размеры можно представить в виде такой схемы:

 

 

Таблица 18.1. Классификация античных стихотворных размеров