А.М. Белов «Ars Grammatica». Глава XVIII. Латинская метрика. О стихотворных системах

 

Syllaba longa breuī subiecta uocātur ĭambus.

Horātius, Ep. II, 3, 251

Вот и закончен основной грамматический курс. Настало время перейти от горьких корней изучения к сладким плодам его, одним из которых является латинская поэзия. В этой главе речь пойдёт о латинской стихотворной системе и основных латинских размерах, что позволит вам уже самостоятельно наслаждаться латинскими стихами. Стихотворных размеров в латинской литературе действительно много; обратить же особое внимание рекомендуется в первую очередь на гексаметр и элегический дистих как на наиболее употребительные; прочую же часть главы рекомендуется использовать, скорее, в качестве справочника.

 

О стихотворных системах

Слово метрика происходит от похожего греческого слова

— 'стихотворный метр' и обозначает отдел филологии, в котором изучаются законы построения формы в стихотворных текстах.

Вы уже и сами наверняка знаете, что стихи основаны, по большей части, на определённом ритмическом чередовании. В современных европейских стихах, особенно русских, такие чередования чаще всего наблюдаются на двух уровнях: на первом чередуются относительно большие кусочки текста («строки»), а на втором — группы слогов внутри каждой строки.

 

Второе чередование не является обязательным, чего нельзя сказать о первом, которое как раз делает текст стихотворным. Стихотворный текст всегда делится на строки. При этом разделение на строки не обя зательно должно быть графическим — хотя такого уже достаточно: дело в том, что строки разделяются паузами (словоразделами), расположенными на ритмически обусловленных «расстояниях» друг от друга; графическое разбиение подчёркивает эти паузы, если они есть, и создаёт, если их нет. Поэтому, записав «Евгения Онегина» сплошным текстом, мы не получим прозы и, наоборот, любой прозаический текст, как-либо поделённый на строки, становится стихом.

 

С точки зрения стиха слоги бывают сильными и слабыми. Признак, который определяет, является ли слог сильным или слабым, называется ритмико-просодическим. В русском языке это — ударение, поэтому сильными слогами в русской поэзии считаются ударные, а слабыми — безударные. Их повторяющиеся группы объединяются в некоторое единство, именуемое стихотворной стопой. Структура стопы называется метром, в русском языке выделяются пять самых популярных видов метра — из двусложных это ямб и хорей (трохей), из трёхсложных — дактиль, амфибрахий и анапест. Вам должно быть известно, что различие между метрами этих стоп заключается не только в числе их слогов, но и в положении сильного-ударного слога по отношению к слабому-безударному (или слабым) — оттого такая система стихосложения называется с и л л а б о - т о н и ч е с к о й, т. е. «слого-ударной». В русской поэзии она самая популярная.

Стопы объединяются в стихотворные размеры. Слово размер — не совсем точная калька с латинского numerus, которое, как вы уже знаете, значит 'число'. Стихотворный размер характеризует число стоп (точнее, метров), входящих в стихотворную строку. Так, если мы говорим, что «Евгений Онегин» написан ямбом, речь идёт о метре стопы; если же мы говорим о четырёхстопном ямбе, то речь идёт уже о размере стиха. Поэтому эти два понятия путать не следует.

Помимо силлабо-тонической, существуют ещё и другие системы. Так, для с и л л а б и ч е с к о й системы самым важным является число слогов в строке, которое всегда должно быть одинаковым, а расположение сильных и слабых слогов не имеет никакого значения. Силлабическими стихами писали у нас в XVII-XVIII вв. Симеон Полоцкий, Антиох Кантемир и др. (например, Уме недозрелый, плод недолгой науки, // покойся, не понуждай к перу мои руки...). Со времён Ломоносова силлабика вышла из употребления. В  т о н и ч е с к и х  стихах всё наоборот: важно, чтобы во всех строках было одинаковое число сильных-ударных слогов, — число же слабых-безударных не имеет никакого значения. Тоника до сих пор существует в русских народных песнях.

Система, для которой не важны ни число слогов, ни ударений, ни положение их, именуется верлибр (фр. «свободный стих») — в нём единицей чередования может служить только целая строка. Хороший пример такого стиха — «Знакомое» А. Блока.

 

Замечание. Не следует путать верлибр и так называемые «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева и других авторов: кардинальное различие заключается в том, что верлибр поделён на строки, тогда как лирические произведения последнего представляют собой обычный прозаический текст и не являются стихами вообще — что, однако, не умаляет заслуг автора. Надо добавить, что название «Стихотворения в прозе» — не авторское, а традиционное; с точки зрения стиховедения гораздо правильнее было бы назвать цикл «Поэзия в прозе», что совершенно меняет смысл.