А.М. Белов «Ars Grammatica». Глава XVIII. Латинская метрика. Латинская метрическая система
В отличие от всего вышесказанного, латинская стихотворная система, как и греческая, была метрическая. Она основывалась на квантитативном (т. е. количественном, а не на тоническом или силлабическом) чередовании — чередовании долгих и кратких по времени отрезков звучания. Вы знаете, что латинские слоги делятся на тяжёлые (двуморные) и лёгкие (одноморные); одному тяжёлому слогу соответствуют два лёгких. Поэтому в античном стихосложении первые считаются метрически сильными, а вторые — метрически слабыми. Эти слоги точно так же, как и в новых стихах, составляли стопы.
Античные метры были почти такими же последовательностями сильных и слабых слогов, как наши, потому что современные силлабо-тонические метры развились из античных после того, как долготы и краткости перестали различаться. Так что, например, и русский и латинский ямб представляют собой иной раз совершенно одинаковый ряд сильных и слабых слогов; но в русской поэзии сильные слоги — ударные (слабые — безударные), а в латинской сильные слоги — тяжёлые (а слабые — лёгкие).
Здесь для обозначения метрически сильного слога мы возьмём символ
а для метрически слабого — символ
Вот основные метры:
Грамматики выделяли также и более сложные метрические схемы, содержащие по нескольку сильных слогов: они составлялись из различных комбинаций простых метров.
Для разнообразия в латинском стихе могли происходить два вида замен:
1) количественные (квантитативные):
когда сильный слог распадался на два слабых, или, наоборот, когда два слабых заменялись одним сильным: так, из ямба мог получаться трибрахий
а из дактиля — спондей
Такие замены, впрочем, могли происходить не всегда;
2) качественные (силлабические):
когда один сильный слог приравнивался к одному слабому или наоборот. Эти замены обычно происходили в последнем слоге стиха.
Ударение, падающее в современных стихах на определённый слог стопы, есть наследие античного ритмического ударения (икта, лат. ictus — 'удар'), которым, как считается, этот слог выделялся. В этом случае такой слог (или, редко, группа их) составлял сильную часть стопы и назывался арсисом стопы
(греч. 'поднятие'); прочая часть стопы называлась тесисом* (греч. 'опущение').
Принято думать, что такая постановка ритмического ударения была свойственна (некоторым) древнегреческим стихотворным системам, в которых — из-за тональной природы прозаического ударения — могли одновременно сосуществовать тоны и икты: первыми выделялись слова, вторыми — ритм. Были ли в латинском языке икты, и если да, то как они сочетались с ударением, — об этом речь пойдёт ниже.
* Такая терминология утвердилась в европейской науке после работ великого Р. Бентли (1662-1742). Впрочем, некоторые авторы, в том числе и многие античные грамматики, используют эти термины наоборот.