Гуго Гроций. Адам изгнанный. 4. Акт четвертый
Ямбические триметры
Ева. Сатана
Зачем тропою тварь сия обходною
1035
петляя, держит путь ко мне извилистый?
Шипя, вращает головой хохлатою,
язык трехжальный бьется и глаза горят.
Воздета гордо шея, грудь отмечена
раскраской редкой: голубыми знаками
1040
круглятся пятна, и сверкают золотом
полос извивы; кольцами блестящими
свернулось тело, и спина — в круги свилась.
Теперь на шее гибкой клонит голову,
вот, обернувшись, устремленным взором зрит
1045
с главою рядом хвост, узлом завязанный.
Но кто б то ни был, он сюда ко мне ползет,
простерся рядом, низко изгибается,
свивая кольца возле самых ног моих,
глядит, как будто — диво! — может слово речь.
Сатана
1050
Конечно, слово пользы я могу изречь,
и не премину. — Радостно, что в ваши я
вступил владенья. Мощными объятьями
просторный воздух их объемлет; твари все,
на суше, в море, в воздухе живущие,
1055
довольны этой долей: подчиненному
всего важней от диких не страдать господ,
людским приказам внемля: коль правителем
ум управляет, — не позор служить ему.
Одним смущен я: благ податель (так ведь он
1060
желает зваться) запретил, чтоб ели вы
плоды вот эти. — Зависть право, странная:
ужель отдавший Землю во владение
не хочет, чтобы Садом наслаждались вы?
Ева
Но и деревья все, какие здесь растут,
1065
и плоды любые — все они для нас растут.
в Саду есть можно все, что только глаз узрит;
и только древа, посреди стоящего,
плоды запретны меж ветвей изогнутых, —
Отец Великий повелел не трогать их,
1070
чтоб с жизнью ненароком не расстались мы.
Сатана
Не верь, что только яблоко одно сорвав 19, —
тотчас вы смертью верной умереть должны.
И как погибнут те, кого назначил Бог
для вечной жизни? — Судьбы управляют всем 20:
1075
вперед известно, что свершим, и бедствия
нас постигают свыше. Богом писаны,
живут законы вечно; обусловлено
своей причиной, все, как надлежит, идет.
Строй верный, должный чин и воля Божия
1080
грядущим правят: ежели хотят они —
смерть неизбежна; не хотят — так можете
рвать безущербно, не терзаясь страхами.
Они, конечно, не хотят, и вас — не ждет
летейский жребий, или мука смертная.
1085
Да и смерть, поверь мне, есть не что иное, как 21
черед извечный перемен бесчисленных.
Все, созданное, чтобы быть, погибели
не зная, гибнет вечно, — всякий день несет
смерть и рожденье вместе, два врага всегда
1090
в борьбе и — побеждают одновременно.
Смерть есть путь к жизни, а рожденье —
к гибели, –
что мнится казнью, то считай естественным.
Не след бояться смерти, — умерев вполне,
воскреснешь, лучшим став, таков ведь тел закон:
1095
всегда стремиться к доле совершеннейшей.
Но, может, мнишь ты, будто смерть душе грозит? —
Вдвойне ошибка: души только действуют 22,
но не страдают; гибель — это длительный
распад состава, а у души ведь нет частей,
1100
и ей ущерба нет от бега времени.
В себе живая, не извне заимствует
жизнь для другого: свой она сама исток.
И меня, конечно, трудно убедить, что Бог
быть бесполезным этот плод навек обрек.
1105
Ведь всякий знает: все, что Богом создано,
хвалы достойно: быть и быть благим — одно 23.
Дала природа каждому для свойственной
рождаться цели, быть велев не попусту.
Сочтя недолжным то вкусить, что создано,
1110
винишь десницу, скверное создавшую.
Ева
Не знаю, в чем тут дело; но что должно мне
приказ исполнить, — знаю: так ведь Бог велел.
Я, впрочем, помню, что, передавая нам
Сад во владенье, Бог свое условие
1115
затем поставил, чтобы древо, знанье дав
добра и вместе зла, не осквернило нас. —
Дарящий, вправе дать закон даримому.
Сатана
Зачем же древо не вошло в даримое? —
Ведь повелел Он, чтобы земли с водами
1120
вам подчинялись: древо же — как некая
часть мощной суши — ставит под сомненье дар.
Коли он вправе часть своих даров отнять,
когда захочет, — много ль в даре милости? —
Со всем проститесь, — коль назад потребует.
1125
Нет Богу, если щедр и неизменен он, —
менять хоть что-то не пристало в созданном.
Сама подумай: в этом нечто важное
должно скрываться и, поверь, скрывается. —
Он благо прячет, кое плод в себе таит
1130
и хочет знанье, как добро со злом сплетать,
от вас скрывая, только для себя хранить.
О мерзкое рабство, о служенье тяжкое
тому, кто только о себе заботится! —
Дурным зовется тот, кто лишь для себя хорош.
1135
Что здесь, забота или же — презрение,
раз все вершит он ради славы, лучшее
себе оставив? О ярмо несносное!
Чем несвободным быть, не быть — не лучше ли?
Сто верных ратей воинства небесного, —
1140
блаженный жребий коим был в вину вменен,
чья мощь — завидной мнилась, грозным — равенство, —
Тиран низринул и отправил в тяжкое
изгнанье: небом вскормленных на мрак обрек
тюрьмы подземной, — молят те смиреннейше,
1145
готовы, коли есть вина, признать ее,
но он, жестокий, их не внемля жалобам,
казнит несчастных непрерывной мукою.
Коль в самом начале царства столь недавнего
столь вознесенных он столь тяжело теснит, —
1150
что ж будет дальше? — Годы царства долгие
каким пожаром нетерпимый дух зажгут?
Не благо ль — угрозу по чужой беде узнать?
Будь в нем любовь к вам, — смертью не пугал бы вас,
любви ж, как видно, нет. — Так что ж, разбив ярем, —
1155
освободитесь! — вы ведь на своей земле, —
здесь не эфирный свод, еще небесное
не разместилось в этих землях воинство.
Гоните рабский страх, облекшись мужеством, —
опасность не осилить без опасности 24,
1160
в неверном деле доблесть дело верное.
Ева
Прочь, прочь изыди мысль, что жало зависти
Его терзает, или что от благ чужих
Он страждет, — давший их и всем владеющий.
Земли владыка и даритель станет вдруг
1165
жалеть о древе? Если ж сатанинскую
казнил он злую стаю за восстание, —
мне что за дело? — видно, казнь заслужена.
Но объясни мне, всех одолевающий
умом животных, сей запретный плод таит
1170
какое благо?
Сатана
Имя отвечает нам.
Души услада — знать, понять отличие
добра от злого, зло — не зло, когда его
познаешь; счастье для ума единое,
когда отдельных видов блеск способен он
1175
свести к единству и узреть глубинную
вселенной цельность, всех причин сцепление
представив в духе, верх блаженства коего —
прямое знанье истины незыблемой.
Ведь умозренья силе проницательной
1180
весь мир распахнут, — к этой сила разума
стремится цели, но — чем больше найдено,
тем больше дразнит то, что не изучено.
Так вечно страсть к познанью возбуждает дух:
не то, что знает, ценит он, а то, что нет.
1185
Лишь Бог все знанья может без труда вмещать,
поскольку сами те ему предносятся;
сам всеискусен, без науки мудр, других
лишил того же: либо существам живым
ума он не дал, либо — это ль правильно? —
1190
дал, но — увечный, слабый, путь же к мудрости
он переполнил тяжкими страданиями.
И даже с вами благом сим не делится,
хотя сулил вам дать свое подобие.
У вас есть право, требуйте, обещанный
1195
возьмите сами дар: что скаред-Бог сокрыл,
даст это древо, тайных сил вместилище.
Бог знал прекрасно: в тот же самый день, как вы
плодов вкушенных сок живой впитаете, —
скрывавший душу мрак и тьма слепящая
1200
тотчас исчезнут, — равны Богу станете
и различите, где ущерб, где польза вам.
Вот смысл запрета плод вкушать таинственный,
вот смысл пустого смертью устрашения, —
чтоб, испугавшись зол, вы благ не ведали.
1205
Поверь совету: для восстановления
прав ущемленных случай упускать нельзя. —
Бери чужое, чтобы сохранить свое!
Положим, ныне оный свода быстрого
правитель вырвать мыслит прежде данное, —
1210
он — мыслит, ты же — сделай, хитрость выдумав.
Ведь очень сложно славу сохранить, коль ты,
владея старым, не стремишься к новому:
благ бремя рухнет, придавив хозяина.
Брать прибыль — бегство от урона лучшее.
1215
Смотри, коль можешь видеть, что свершается:
один укус — и вы богами станете.
Ева
Ужели разум также и в груди других
живет животных? — Эта тварь несмысленна,
но так не мог бы молвить тот, в ком смысла нет.
1220
Поесть запретных сих плодов отважиться
меня склоняют и его настойчивость,
и любопытство. Но, пожалуй, лучше мне
чувств обольщенье одолеть коварное,
чем наслаждений подлинных лишить себя.
1225
Сатана
Нельзя позволить, чтоб пустая мнительность
тебя смущала, — естеству противиться
безумье: верь мне, все, что привлекательно,
то допустимо, — зову чувства следуя,
1230
сама с собою битвы не завязывай25.
Ведь мать-природа о живых заботится
и дарит чувства в качестве вожатого, —
воспринимая внешний вид вещей, они
о свойствах судят: если вещь полезная,
1235
охота тянет к той, что благом кажется,
от вредной — гонит; ведь желанье, данное
душе недаром, мчится к цели собственной.
Все то, чей запах, вид, а также вкус влечет, —
природе мило: ибо запах, цвет и вкус
1240
и все такое — пользу не в себе несут,
но лишь охоту будят к вожделенному,
даря усладу благам потребляемым
Вождям поверив этим, дай желанные
плоды утробе, — дотянись до дерева,
1245
сорви златое бремя, ветви гнущее.
Теперь осталось только поднести к устам, —
и эта малость даст тебе величие.
Ева
О плод сладчайший, до чего ж твой вид моим
глазам приятен, как же запах нравится!
1250
Когда б, отринув страх, тебя я есть могла,
твой вкус отведать, свойства величайшие
познать, которых видеть не дано глазам.
Не ясно ль разум учит, что ни телу смерть
грозить не может, ни душе? — Но страх пустой
1255
смущает мысли. Разве зависть Божия
видна не ясно из запрета плод вкушать?
Не ясно ль также, сто сравняюсь с Богом я,
когда познаю, что приносит пользу нам,
что — вред и горе? И не уверяют ли
1260
в том ощущенья, что вкушенье — сладостно?
Так отчего же страх пронзил суставы мне26,
и леденящий ужас вглубь костей проник?
Причин для страха — нет, но страшно все-таки.
Приблизить сладко плод, и все ж десница мне
1265
не служит, словно бремя не по нраву ей,
прочь устремилась, плод бежит от губ моих,
уста немеют, бед предчувством скованы;
Трепещет древо на земле трясущейся, —
что хочешь ты сделать, женщина? — Благ подателя,
1270
кто создал все, блаженством одарил тебя
и всем созданьям предпочел единую, —
его покинуть хочешь, двум несмысленным —
ползучему гаду и чувствам своим — доверившись?
Поверь наказам лучшим: если смерть тебе —
1275
ничто, — пусть щедрость остановит Божия.
И она не может? — Пусть удержит зла боязнь.
Взвесь то и другое: здесь добро наличное,
там зло грядущее; мысли разбегаются,
и ум трепещет и решить колеблется.
1280
Душа, почто ты медлишь, и вопросами
себя терзаешь, и решенье легкое
никак не примешь? — Узел разруби, решись.
Сломай препоны и освободи себя.
Представь, насколько щедро наградит тебя
1285
плод заповедный: все, что есть, познаешь ты
и станешь новым богом, — стоит пробовать.
Людскую долю лишь один укус решит.
Ведь не в тебе лишь дело: ты сейчас помочь
потомкам можешь на тысячелетия.
1290
Рабами лучше быть или свободными,
людьми иль богами? — Чей удел блаженнее?
Узнав, конечно, Бог меня простит за то,
что лучше Бога ничего не ведаю.
А если, строгий, Он не даст прощения
1295
за мой проступок, — то сочтет нечестием
уже и это, — ибо часть немалая
греха свершилась: я коснулась дерева,
плод мною сорван, я на то, что худшим он
сочтет, решилась; что бы я ни сделала, —
1300
грех будет тот же, — и почти свершенное
в вину вменится. Стоит ли, раз сделан шаг,
на место ногу возвращать ступившую?
Смешно и глупо мерой грех вымеривать 27.
Виною новой прежняя избудется.
1305
За ослушанье высшей воли Господа
Величье Божье может обвинить меня,
но также может от вины успех вины
избавить 28: это, это лучше выбрать мне.
сверши, десница, устремись к устам, давно
1310
того просящим жадно, что сей плод таит.
Уста, вкусите древа плод счастливого,
затем во чрево дайте вход вкушенному.
О, вкус сладчайший, о, сколь это лакомство
ласкает нёбо, о, сколь сок мне нравится!
1315
Ублажена я! — Остается только мне,
чтоб муж причастен блага стал толикого.
Сатана
Конечно, станет, ты еще оценишь прок
моих советов, — лишь поймешь, в чем дело здесь.
Узнаешь благо и, поверь, узнаешь зло, —
1320
ни на день с этим знаньем не расстанешься,
с родительницей схожих и детей родишь.
Сейчас прозреют очи, и увидишь то,
что ныне скрыто, а чего ж еще желать?
А вот — приметой первой доли избранной —
1325
твоего супруга случай благой ведет сюда.
К себе я молча уползаю в логово,
а ты супругу редких яств отведать дай.
Адам, Ева
Ямбические триметры
Весь сад неспешным шагом, с остановками,
пройдя, вернулся снова, наконец, туда,
1330
откуда начал я пути свершение.
Первоначало странствий — древо оное,
символ священный жизни нескончаемой.
Широким кругом обойдя по берегу
все остальные и насытясь каждого
1335
плодами, снова здесь я: мне не встретилась
жена ни разу, — я тревожусь: где она,
какими голод утоляет яствами?
Ужель? Ее ли вижу? — К ней приближуся.
Где ты скрывалась и какою пищею,
1340
подруга ложа, тела подкрепляешь мощь?
Ева
Под этим древом ложе травы выстлали,
оно и тенью нас дарит, и кормит нас.
Адам
Что вижу? Не его ли Бог бежать велел?
И не с него ли запретил плоды срывать?
Ева
1345
Его касаться нам он запретил, Адам,
плодов — страшиться требовал, поэтому
мне и не страшно. Глянь, его румяный цвет
пленяет взоры глаз, — а что, по-твоему,
внутри за этим скрыто благолепием?
Адам
1350
Дрожь ледяная члены бьет безвольные,
стою безжизнен, вздыбясь, стынут волосы.
Едва дыханье путь со стоном тягостным
себе находит. Диво зри великое,
всяк зритель мира: человек дрожит, стеня.
1355
Что слух сразило? — Не напрасны, чувствую,
законы Божьи: мнится мне, что смерть пришла.
Ева
Адам, поверь мне, нет причин для ужаса,
и нет для вздохов никакого повода.
Отважься лучше, и прими с веселием
1360
сей плод, рукою сорванный супружеской.
Адам
Как? Мне, приказы презирая Божии,
за нечистой следовать чистому, мужу — за женщиной?
Ева
Достойней, если плод принять решишься ты,
а не решенье примешь недостойное.
1365
Судить поспешно — то же, что ошибочно.
Ты громогласно осудил невинную,
но сам исходишь из предубеждения.
Да, я свершила, но не беззаконье, нет.
Адам
Приказ хозяйский презирать законным мнишь?
Ева
1370
Да, коль правитель держит скиптр неправедный.
Адам
Люби, когда он справедлив, а нет — терпи29.
Ева
Считай, что рабство хуже даже гибели.
Адам
Великому Богу служить — свобода высшая.
Ева
Тогда не лучше ль постараться Богом стать?
Адам
1375
Из человека — Богом? — Мысль безумная!
Ева
Позволит древо, пред тобой стоящее:
добру научит нас.
Адам
Да, но и злу — оно.
Ева
Твой достохвальный Бог гордится знаньем зла.
Адам
Чтоб с ним не знаться; ты — зло претерпев, поймешь.
Ева
Прочь, предвещанье, я не стыжусь свершенного.
Адам
Греха чуждаться — добродетель первая30,
а стыд — вторая; невозможно бывшее
небывшим сделать, но другой остался путь:
туда вернуться, где вернее было бы
1385
век оставаться. Поздний к благонравию
возврат нелегок: но — кто сокрушается
и зла стыдится, — близок к невиновному.
Верь, что прощенье рядом, коль опомнишься.
Ева
Сколь несдвигаем Бог в любви ко мщению,
1390
суди по казни рода сатанинского.
Адам
Так в чем надежда?
Ева
В том, чтоб не отчаяться.
Адам
Побойся Бога.
Ева
Что бояться равного?
Адам
Погибнешь!
Ева
Буду жить!
Адам
Ждет казнь!
Ева
Награды жду!
Адам
Чем, горькая, стала?
Ева
Богиней.
Адам
С чьей же помощью?
Ева
Вот этого древа.
Адам
Бог велел бежать его.
Ева
Причина — зависть.
Адам
Думать так — нечестие.
Ева
Прошу, во имя верности супружеской,
моих объятий ради, ради глаз твоих,
и ради — если были — мигов нежности —
1400
меня не бросить, быть моим союзником,
остаться верным договору брачному.
Коль не отвергнешь ныне этих просьб, — тогда
блаженной доли станешь сопричастником;
а нет (но это — прочь!) — тогда несчастия
1405
мои умеришь нежным утешением,
трудом совместным, мудрыми советами.
Судьбу любую мы делит обязаны,
беда ли, счастье ль, — ты не оставляй меня;
и не тревожься — все удачно сложится.
1410
Мой дух счастливый горд судьбой божественной,
и ты блаженным станешь: мной вкушенный плод
был мне на пользу, главное же, ясно мне,
что безущербно все и рвать, и есть могу.
Но я тревожусь и забочусь преданно,
1415
что ты терзаний грузом бременишь себя.
Когда над выей взносит Суеверие
ярем тяжелый, — ты доволен, рабствуя.
Пока блаженным мнишь себя и зло бранишь,
Сам отвергая дар, тогда заслуженно
1420
им не владеешь. Но зачем терзаешься
и ум свой губишь? — Ты рожден для высшего.
Узду рассудка отпусти, порыв ослабь,
ты с ним не сладишь: не на то, что есть, смотри, —
на то, что может быть твоим; а подлинно
1425
твое не может дать другой, но сам же ты.
Мешает робость? — Бойся боязливым быть.
Адам
Не трусит храбрый: грех совсем не страшен мне,
а ненавистен; но любовь к Создателю
меня в оковах держит вечной верности.
Ева
1430
Любить любого — глупо, ибо сделаться
врагом он может; друга так ты выбери,
чтоб зла не мог он, даже став врагом, чинить.
Коль ты любови чистой хочешь следовать,
я не мешаю: верности супружеской
1435
что может быть лучше? — Обрати туда любовь,
куда направляет брачный обет и долг тебя.
Я ль допустила что-то, что унизило
тебя, супруг мой? Так зачем ты к верности
моей взываешь? Я назвалась блаженною,
1440
и муж — в сомненьях? — Я дурной поистине
должна считаться, коль Адам не верит мне.
Адам
Что делать? Будит зыбкую встревоженность
любовь двойная: здесь — к жене, там — к Господу,
велики обе, но она обидится
1445
на подозренье, Он — что оскорблен, решит.
То и другое тяжко, — приказал бы кто!
как труден выбор, мучусь, дух в сомнении,
как брег, набегом волн морских исхлестанный,
кипящих в вечной смене влагой новою,
1450
так я истерзан пылом переменчивым.
За кем победа? — Бог великий, я клянусь,
что и в супруге мило мне лишь то, что в ней
Ты пребываешь, отблеск чей она несет.
Услад подруга, чьей подмогой жизнь моя
1455
цветет беспечно, плоть со мной единая, —
в чем откажу ей? Что Тебе единого
плода потеря? — Что? Закон Родителя
благого я нарушу? — А того, чтоб муж
любовь к супруге предпочел родительской,
1460
хотел не Бог ли31? — Бог. — Так дай мне яблоко.
Ева
Вот Человека речь! Владей, владей, Адам,
запретным благом. Все без исключенья зло
и благо ведай. Бог, презрев наперсника,
да зрит соперника, — будут и к нам с мольбой взывать…
1465
Но щеки стали бледными почто твои?
Глава трясется… — Нет, о зло, коль, ты грозишь, —
меня постигни, но над мужем смилуйся!
Хор
Стихи сапфические и адонийские
Зарыдай, влеком круговратным горем32,
о эфирный край, и зачните песню
1470
грустных жалоб вы, быстролетны сферы.
Зарыдай, скорбя о питомцах жалких,
о земля; страдай над людским паденьем
непривычной понт потрясенный бурей.
Ты, что лик дневной в золотистом беге
1475
по ночам таишь, о Титан-кормилец,
повели себя заградить тяжелым
облакам, — узреть не пытайся даже
ты беды такой, а сиянье неба
грозовые пусть стянут тучи, чтобы,
1480
уронив дожди, над бедой Адама
воздух заплакал.
О несчастный, ты даже сам не знаешь,
скольких бед лежишь погребен обвалом.
Над тобой, увы, груз каких воздвигся
1485
незадач; храбрец, скольких волн удары
на тебя падут! Ты познаешь ныне
стыд нагих телес и решишь прикрыться
зеленью ветвей и, глупец, завесой
фиговой листвы, — но нельзя, безумец,
1490
бич стыда унять изнутри язвящий.
Что претерпишь ты, осознав злодейства
глубину, когда отомщенья кару
пред собой узришь и потом постигнешь,
что своей виной обречен на гибель?
1495
Сотни ран тебя ожидают, жалкий:
будет помнить скорбь о грехе, без счета
испытаешь бед, за спиною встанет,
устрашая, смерть о каленых стрелах.
На глазах красы мирозданья сгибнешь
1500
ты, пред царской чьей трепетали властью
и земля, и понт глубокопучинный.
И кому творец дал свое подобье, —
ты умрешь, с тобой — череда потомков,
и великий род без надежды сгинет.
1505
Сколь виновен ты во грехе треклятом,
коли он гнетет и твое отродье,
коли — мягкосерд и прещедр на милость —
смерти час твоей Бог продлил и бедам
повелел твоим, разрастаясь, длиться?
1510
Нападет скуда, обессилит дряхлость 33,
и, товарка бед, овладеет плотью
хворь и та, что злей самой хвори, Старость.
Будет вечен гнет и других мучений,
вечен гнет забот, но из зол не будет
1515
жизни ужасней.
И потомков всех Гнев Природы будет,
мачехи Людей, настигать: на внуков
к преступленью страсть перейдет далеких,
коей род людской от рожденья мечен.
1520
Будет грузом бед уязвлен наследник
за вину отца, и душевной муки
череда веков не уймет нимало.
И речет, грехом рождено бесславным,
И речет, твое, о Адам, потомство:
1525
лишь единый плод надкусив, погиб он.
И речет еще злополучный отпрыск:
матерь всех людей мнимый змей преступной
ложью соблазнил, а жена, пленившись,
мужа сгубила.