М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров. Христианская церковь на Западе и Востоке
Текст приводится по учебнику:
Бойцов М.А., Шукуров Р.М. Всеобщая история. История Средних веков.
Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.
М.: Русское слово, 2012.
Глава 1. Самое смутное из всех смутных времен
(Великое переселение народов и падение Римской империи)
в Пуатье — одна из старейших
из сохранившихся во Франции
церковных построек (IV —VII вв.)
Когда римский папа Лев I шел выпрашивать мир у жестоких вождей варварских племен, он, наверное, был готов претерпеть от них и страшную смерть. Еще совсем cвежа была память о сотнях христианских мучеников, умерщвленных за свою веру по приказу римских императоров. Лишь в 313 г. император Константин I Великий разрешил христианам открыто исповедовать их религию. И вот не прошло и полутора веков после прекращения гонений на христиан, а христианский священнослужитель оказывается единственным человеком, который может говорить от имени города Рима. Западная империя разваливается, ее органы управления не действуют, чиновники бегут, армия тает на глазах. И только слово местного епископа еще имеет какой-то вес во многих городах Италии, Галлии, Испании, Северной Африки, как и в Риме, брошенном на произвол судьбы своими императорами.
Прошедшие с 313 г. полтора века были для христианской церкви необычайно бурным временем. Новая вера стремительно распространялась на Западе и на Востоке, вытесняя все прочие культы. Но поначалу в самом учении христиан было много неясного. Слова, произнесенные когда-то Иисусом Христом и его учениками — апостолами, толковались порой совершенно по-разному. Что действительно говорил Иисус и апостолы, а что лишь приписано им впоследствии досужими людьми? Да и кем был сам Иисус — необыкновенным человеком, Богом или же Богочеловеком? Иисуса именуют «Сыном Божиим», но что это значит? Как относится к Богу Отцу и Богу Сыну упоминаемый в Евангелиях Дух Святой?
Все эти вопросы только на первый взгляд кажутся чересчур отвлеченными. На самом деле от ответа на каждый из них полностью зависело, каким быть христианскому учению и христианской церкви.
Важнейшие христианские догматы (основные положения учения) были разработаны в многочисленных трудах выдающихся богословов, которых с почтением называют «отцами церкви». Среди западных отцов церкви больше всего известны, кроме Августина, Амвросий Медиоланский и Иероним, а среди восточных — Иоанн Златоуст и так называемые «великие каппадокийцы».
Каппадокия — область на юге Малой Азии. Отсюда происходили «каппадокийские отцы» — Василий Кесарийский (прозванный Великим), прославленный организатор церковной и монашеской жизни, его брат Григорий Нисский и друг Григорий Назианзин — неподражаемый оратор и поэт. Все трое были выдающимися богословами, и их суждения до сих пор пользуются у верующих исключительным уважением.
Для того чтобы совместно найти истину, уладить разногласия, примирить противоположные мнения, христианские богословы и епископы устраивали соборы. Первый из соборов созвал император Константин (тогда еще язычник) в 325 г. в г. Никее. На Никейском и следующем — Константинопольском (381) соборах самые главные догматы были сведены в Символ Веры ( Символ Веры — краткое изложение главных догматов христианской веры.).
Из многочисленных сочинений об Иисусе Христе соборы признали «боговдохновенными» четыре — Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
Эти Евангелия составили основу христианского канона — собрания священных текстов. В канон вошли также Деяния апостолов — сочинение о проповеди учеников Иисуса после смерти их Учителя. Послания апостолов и видение о конце света, открывшееся любимому ученику Христа, автору одного из Евангелий,— Откровение ап. Иоанна Богослова, которое еще называют Апокалипсис. Эти сочинения, написанные на греческом языке, составили Новый Завет. Тексты, в чьей подлинности у соборов возникли сомнения и которые поэтому не вошли в канон, называются апокрифами. Апокрифы не запрещались, на них лишь не ссылались в богословских вопросах. Сюжеты многих христианских легенд взяты из апокрифов. Один из самых известных примеров — рассказ о платке, который Вероника дала Иисусу, чтобы утереть пот с лица, и на котором запечатлелся его облик.
Новый Завет стал как бы продолжением Ветхого Завета — собрания древних священных текстов, общих как для христиан, так и для иудеев. Ветхий и Новый Заветы вместе составляют христианскую Библию.
Огромное значение для всей средневековой культуры Западной Европы имел перевод на латынь греческих сочинений, признанных соборами каноническими. Не знавший латинской Библии не мог считаться образованным человеком, а знавший ее хорошо — нередко писал и даже думал ее словами, оборотами, фразами.
Перевод Библии на латинский язык — подвиг св. Иеронима, одного из отцов церкви, современника Августина. По некоторым сведениям, св. Иероним — славянин, родом из Далмации. Блестящее образование, знание многих языков, многолетние ученые занятия позволили Иерониму сделать очень точный перевод основной части Священного Писания. В Западной половине империи греческий был языком ученых, а латынь — языком народа. Народ, по-латыни, «vulgus», поэтому за латинской Библией, или «народной Библией», «Библией для народа», закрепилось название «Вульгата».
Богословские споры на церковных соборах не были похожи на мирные ученые дискуссии. На соборах бушевали страсти. Про епископа Николая Мирликийского (впоследствии один из самых почитаемых на Руси святых — Николай Угодник) рассказывают, что он в сердцах даже ударил по лицу спорившего с ним александрийского священника Ария. Если церковный собор одобрял какое-либо богословское толкование, оно становилось обязательным для всех христиан. Если же собор отвергал какое-то мнение — оно объявлялось ересью (Ересь — греческое слово, обозначающее особый образ мыслей, ложное учение, а еретик — это человек, придерживающийся особого образа мыслей, ложного учения.), опасным и вредным заблуждением. Сторонники ереси должны были отречься от своих взглядов, иначе их изгоняли из церкви. Так, очень распространенное учение священника Ария после ожесточенной борьбы было объявлено ересью не без усилий св. Николая. За арианством последовали новые ереси (несторианство, монофизитство и др.). Учение же, которое сложилось на соборах, именовалось его приверженцами православием, т. е. правильной верой.
Православные нередко преследовали еретиков, а те, не желая менять своих взглядов, уходили в далекие края и проповедовали там свои учения. Так ариаяе обратили в свою веру некоторые германские племена, а несториане создали свои общины от Сирии вплоть до... Индии и Китая.
Полного единства в вероучении и обрядах не удалось, впрочем, добиться и соборам. Очень рано стали заметны различия между Западной (латинской) и Восточной (греческой) церквами.
Белое духовенство
Христианское духовенство делится на белое и черное. Белым духовенством, или клиром, называют дьяконов, священников, епископов и архиепископов, патриархов. Белое духовенство должно нести службу среди людей — в миру. Дьяконы помогают священникам в церковной службе. Священники обязаны заботиться о душах жителей определенного прихода. В приход, как правило, входят несколько деревень или же городских кварталов. В своем приходе священник проводит службы, выполняет церковные обряды, исповедует, прихожан, назначает им наказания за прегрешения, помогает бедным. На содержание церкви прихожане должны были платить особый налог — десятину.
Из самого названия ясно, что десятина — десятая часть доходов. Сначала десятину платили только с урожая, но постепенно церковь стала брать долю и со скота, а позже и с доходов горожан-ремесленников. Сравнительно небольшая часть десятины оставалась в приходе и расходовалась:
а) на строительство, ремонт и украшение приходской церкви;
б) на помощь бедным, странникам, богомольцам, калекам;
в) на содержание местного духовенства.
Остальное шло епископам, архиепископам, на другие церковные нужды.
Несколько приходов объединялись в епископство с епископом во главе. Несколько епископств — в архиепископство. На Востоке крупные архиепископства стали называть митрополиями во главе с митрополитами.
Самым главным из епископов на Западе со временем стал епископ города Рима — римский папа. Первым епископом Рима считался апостол Петр — один из ближайших учеников Иисуса Христа. Поэтому папы стали называть себя преемниками апостола Петра.
Два скрещенных ключа апостола Петра — серебряный и золотой — стали знаками папской власти. Другой символ папского могущества — тиара, появившаяся, правда, довольно поздно, в XIV в. Тиара — это торжественный головной убор римского папы. Основой тиары является митра — особая высокая шапка, отличавшая всех епископов и архиепископов. Но у папы на митру надеты три короны — одна над другой. Три короны должны означать, что папа — главный судья, главный законодатель и главный священнослужитель всего католического мира. Другими отличиями епископов помимо митры были перстень и особая часть церковного облачения — паллий. Знаком пастырского служения у епископов и аббатов служил особый посох.
На Востоке возникло четыре крупных патриархата с центрами в Константинополе, Антиохии, Иерусалиме и Александрии. Каждый патриархат объединял много митрополий. Наибольшее значение со временем приобрел патриарх Константинопольский, именовавшийся «вселенским патриархом». Между ним и римским папой постоянно шло соперничество за влияние на христиан.
Если на Западе церковь пыталась как бы заменить собой разваливавшиеся органы государственного управления, то на Востоке церковь была частью хорошо налаженного государственного механизма.
Монашество
Епископам, а также патриархам и папе подчиняется и черное духовенство, т. е. монашество (от греческого слова «монахос» — «одиночка»). Чтобы мирская суета не мешала молиться и размышлять, монахи удаляются от мира, селятся в уединенных местах, например, в пустыне, глухом лесу или в горах. Если же монахам приходится устраиваться, скажем, в городе, они отгораживают свою обитель от бойкой городской жизни высокой стеной. Монахи живут либо в одиночку, либо совместно, общинами — монастырями.
Св. Антоний Великий
Монастырь
святого Антония
в Египте
Монашество родилось в III в. на Востоке — в Египте. Основоположником монашества считается св. Антоний (ок. 250—356). Св. Антоний стал в 21 год отшельником. Однажды он шел по египетской пустыне. Вдруг видит: сидит кто-то, похожий на него, и работает, затем встает для молитвы и снова принимается за работу. Это был, как гласит предание, ангел Божий. «Вот так поступай и ты — и спасешься», — сказал Антонию ангел. Неустанная работа и горячая молитва стали главными законами отшельнической жизни. Христиане, наслышанные о святости Антония, селились рядом с ним. Так возникла одна из первых монашеских общин. На Востоке монастыри именовались киновиями и лаврами.
Св. Бенедикт и его устав
Основателем западного монашества считается св. Бенедикт, живший в первой половине VI в. По примеру восточных монахов он создал первые на Западе правила монашеской жизни — устав. «Молись и трудись!» — этими словами св. Бенедикта можно коротко выразить суть его устава. На Западе крупные монастыри получили название аббатств. Во главе их находились настоятели — аббаты.
При многих монастырях стали появляться школы, мастерские по переписке книг — скриптории. Часто время, потраченное монахом на переписку древних рукописей, засчитывалось ему за время молитвы. Монастыри стали важными центрами образования и культуры в раннее средневековье.
Вопросы
1. Попробуйте объяснить, почему обсуждение отвлеченных
богословских вопросов принимало порой ожесточенный характер
и вызывало самый широкий интерес?
Почему не только ученые монахи и клирики, но даже простолюдины
готовы были на улицах или городских рынках спорить до хрипоты о том,
кто прав: Арий или же его противники?
2. Почему между Восточной и Западной церквами с самого начала
существовали различия и почему со временем они продолжали накапливаться?
3. Как вы думаете, почему в Западной Европе именно в монастырях
сохранились многие элементы античного образования и античной культуры?
Епископ Палладий (IV—V вв.) о египетских монахах
Посетив много святых и прожив года три в монастырях около Александрии... я оттуда пошел на Нитрийскую гору...(Нитрийская гора располагалась в нескольких десятках километров к югу от Александрии) К этой горе прилежит большая пустыня, простирающаяся даже до Эфиопии и Мавритании. По горе живет до пяти тысяч мужей, которые ведут различный образ жизни, кто как может и хочет; так что можно там жить по одному, и по двое, и многим вместе. У них семь пекарен, в которых готовят хлебы и для себя, и для отшельников, удалившихся в большую пустыню, числом до шестисот. На этой горе Нитрийской только одна церковь, весьма обширная. Подле церкви находится странноприимный дом, в котором содержат странника во все время его пребывания на горе, хотя бы оно продолжалось два или три года, пока он не захочет оставить гору. Ему дозволяют жить без дела только одну неделю, а в следующие дни ему дают дело или в саду, или в пекарне, или на поварне. Если же странник человек знатный, то ему дают читать книги, но беседовать ни с кем не дозволяют до шестого часа дня. На этой горе живут и врачи, и аптекари. Употребляют здесь и вино и продают его. Платье себе делают все сами своими руками, так что в этом отношении они не знают нужды. По наступлении вечера можно... слышать в каждой келье хвалебные песни и псалмы, воспеваемые Христу, и молитвы, воссылаемые на небеса... В церковь собираются только по субботам и воскресным дням.
Из устава св. Бенедикта
О ПОСЛУШАНИИ
Первая ступень смирения — беспрекословное послушание. Сие надлежит всем, для кого ничего нет дороже Христа... Но самое послушание сие тогда будет угодно Богу и приятно людям, когда повеленное исполняется бестрепетно, безропотно, безотлагательно, ревностно и безответно, ибо послушание, оказываемое старшим, Богу воздается... Когда же ученик подчиняется не от души и ропщет хоть не устами, а только в сердце своем, то, и исполнив, не угоден он будет Господу, видящему ропот его сердца, и таковым исполнением не достигнет он милости, но подпадет каре, положенной за ропот, если не исправится и не искупит вины своей...
О МОЛЧАНИИ
...Говорить и поучать приличествует наставнику, молчать же и выслушивать надлежит ученику...
ДОЛЖНЫ ЛИ МОНАХИ ИМЕТЬ КАКУЮ-ЛИБО СОБСТВЕННОСТЬ
Особливо этот порок нужно с корнем вырвать из монастыря. Чтобы никто не смел что-либо давать или принимать без благословения аббата или иметь что-либо в виде собственности, никакой вообще вещи, ни книги, ни дощечки для письма, ни грифеля, ни вообще чего-либо.
О КОЛИЧЕСТВЕ ПИЩИ
Полагаем достаточным для ежедневной еды, как в 6-й, так и в 9-й часы (В Древнем Риме и в раннесредневековой Европе счет времени начинали от восхода солнца и делили на 12 часов день и на 12 часов ночь. Поэтому в разное время года длина как дневных, так и ночных часов менялась. Летом 6-й и 9-й часы соответствовали примерно нашим 11 и 14 часам.) во все месяцы по два горячих блюда, ради болезненности многих, дабы если кто-нибудь не может есть одно, он питался бы другим. Итак, два горячих блюда достаточны для всей братии, буде же случатся яблоки или овощи, то прибавляется и третье. Хлеба весового фунт (Римский фунт равен 327,5 г.) должно хватить на день, будет ли одна трапеза или завтрак с обедом. Если полагается обед, то из того же фунта третья часть удерживается келарем (Келарь — монах, заведующий монастырскими припасами, хозяйством монастыря.) для раздачи обедающим. Если случится большая работа, то от власти и благоусмотрения аббата зависит, буде нужно, прибавить, но избегая, паче всего, объедения... От еды же мяса четвероногих пусть все и всегда воздерживаются, кроме совершенно слабых и больных.
О КОЛИЧЕСТВЕ ВИНА
...Полагаем полмерки (Полмерки равны примерно четверти литра.) вина достаточной на день для каждого. Кому же Господь дает силу воздержания, те пусть ведают, что будет им особливая мзда на небесах. Если же условия местности, или тяжелый труд, или летний зной потребуют большего, то давать по усмотрению аббата, соблюдая всячески, чтобы не дошло до пресыщения и пьянства. Конечно, мы читали, что пить вино — не монашеское дело, но так как в наши времена убедить в этом монахов нельзя, мы согласились хотя бы на том, чтобы не пить до пресыщения, а умеренно, ибо «вино развращает и разумных». Если же по условиям местности нельзя достать вышеуказанного количества, а много меньше или совсем ничего, то пусть обитающие там благословляют Господа и не ропщут, памятуя прежде всего, что надлежит им быть безропотными.
О ЕЖЕДНЕВНЫХ ТРУДАХ
Праздность — враг души, а посему в определенное время братья должны быть заняты трудом телесным, в другое время — душеспасительным чтением. А посему считаем нужным распределить то и другое время так: чтобы от Пасхи до 1 октября, выйдя рано, с часа первого и почти до четвертого они работали, что будет нужно; с четвертого же часа и вплоть до шестого пусть слушают чтение. После шестого же часа, поднявшись со стола, пусть отдохнут на ложах своих при полном молчании. Буде же кто захочет читать для себя, пусть читает так, чтобы не беспокоить другого. «Час девятый» (Согласно уставу св. Бенедикта, монахи должны молится 7 раз в день и один раз ночью. «Час девятый» — название пятой дневной молитвы.) совершается раньше, в половине восьмого часа, и вторично пусть работают, что нужно, до вечери. Если местные условия или бедность потребуют, чтобы они сами занялись сбором плодов, да не огорчаются, ибо тогда они воистину монахи, буде живут трудом рук своих, как отцы наши и апостолы. Все же их задания пусть определяются точно из-за малодушных...
В дни же Четыредесятницы,(Четыредесятница — сорокадневный Великий пост перед Пасхой.) с утра и вплоть до третьего часа, пусть слушают чтения, а затем вплоть до десятого — работают, что им прикажут. В эти дни Четыредесятницы пусть все получат из библиотеки по книге, которую и читают по порядку, целиком; книги эти выдавать в начале Четыредесятницы. Пусть будут также приставлены один или два старца обходить монастырь в часы, когда братия прилежит чтению, и смотреть, чтобы кто-либо из братьев не впал в уныние, предаваясь праздности и празднословию, и, не прилежа чтению, не был бы не только бесполезен себе самому, но и вреден другим...
О ПРИЁМЕ СТРАНСТВУЮЩИХ
Все странствующие, без разбору, принимаются, точно Христос, ибо сказал Он: «Я был странником, и вы приняли Меня»...
МОЖЕТ ЛИ МОНАХ ПОЛУЧАТЬ ПИСЬМА И ИНОЕ ЧТО
Монах никоим образом не должен получать писем от родных или от кого-либо из мира, ни писать им, а также не должен принимать или делать приношения и подарки без благословения аббата.
О ПОРЯДКЕ ПРИНЯТИЯ НОВЫХ БРАТЬЕВ
Если кто внове приходит для вступления в монастырь, не делать ему вступление легким, ибо говорит апостол: «Испытывайте духов, от Бога ли они»...
О МОНАСТЫРСКИХ ПРИВРАТНИКАХ
К вратам монастырским приставляется старец мудрый, способный выслушать просьбу пришедшего и передать ответ; зрелый возраст его не позволит ему отлучаться без необходимости...
Вопросы
1. Попробуйте восстановить внешний вид монастыря по рассказу Палладия.
2. Можно ли из самого текста устава св. Бенедикта определить регион Европы, в котором он возник?
3. Насколько строгим кажется вам устав св. Бенедикта? Тяжело ли было бы вам его придерживаться?
4. Что вы можете сказать, основываясь на тексте св. Бенедикта и рассказе Палладия,
о грамотности монахов и об их отношении к книге? Насколько тяжелой работой было для них чтение?
Текст в интернете:
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000033/st002.shtml