Е. Княжева. Пожар Москвы 1812 года. Фотогалерея

 

НОУ «Классическая гимназия при ГЛК Ю. А. Шичалина»

Екатерина Княжева, 9 класс; Параскева Паниева 10 класс
Руководители Сусленков В.Е., Медведева М.С.

Москва, 2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пожар 1812 года следует считать той гранью, 
которая пролегла между классической
архитектурой Москвы XVIII века 
и архитектурой 10-40-х годов XIX столетия. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Некоторые стремились так или иначе
восстановить утраченное, другие же, а их было
большинство, стали строить согласно новым проектам, 
значительная часть которых была выполнена
специально созданной Комиссией
по восстановлению Москвы. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Во главе ее «фассадической части»,
то есть органа, ведавшего внешним видом зданий,
был поставлен талантливый архитектор Осип Бове,
известный всем как создатель Манежа,
Триумфальных ворот, Театральной площади,
Красной площади, Александровского сада,
Большого тетра и многих других построек,
которые сделали Москву одним из самых
узнаваемых городов мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комиссией строений был разработан план
«прожектированный (план на будущее)
столичному городу Москве».

Радиально-кольцевая структура города 
была улучшена созданием новой кольцевой
(Садовой) улицы.

Комиссия строений указала, что «места,
разровненные как из-под земляного вала, 
так и из-под каменной стены,
окружавшей в древности Белый город,
должны служить единственно удобностью
для сообщения проезжих и для прогулки
пешеходов, а отнюдь застраиваемы
нигде быть не должны».
 

 

 

 

 

 

Вероятно, Осип Бове при устраивании 
кольцевой структуры Москвы 
опирался на опыт его предшественников, 
таких как Себастьен Ле Претр де Вобан 
(выдающийся военный инженер XVII века ) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и Клод Никола Леду
(французский архитектор XVIII века). 

Мы безусловно видим сходство планировки
этих трех городов (Москвы, города Нёф-Бризак
и идеального города Леду — Шо).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Круг и квадрат — вот буквы алфавита,
применяемые авторами в качестве
основы лучших произведений…
Все в природе есть круг»
 — писал Леду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ещё одним из изобретений Осипа Бове,
усовершенствовавших структуру Москвы
после пожара 1812 года, были
пожарные площадки.

Их запрещалось застраивать.
Эти площадки были созданы для того,
чтобы люди при пожаре могли переносить
сюда из дома свои вещи, да и сами спасаться
от огня.

Одна из таких площадок, заросшая травой
и прекратившаяся в дворик,
представлена на картине Поленова
«Московский дворик».

 

 

 

 

 

 

Теперь здесь находится Спасопесковский переулок, 
названный так по церкви Спаса Преображения
что на песках (на песках — название местности
по характеру грунта), находящейся в центре
Спасопесковского переулка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кстати одна из построек, находящихся на этом переулке,
даёт интересный пример того, как уцелевшие элементы
допожарной застройки Москвы встраивались
в новую структуру города.

Это жилой дом номер 6 купчихи Щепочкиной.
Примечательны его ворота, которые намного
старше самого дома — они выстроены из того же кирпича,
что и Спасопесковский храм; поэтому можно предположить,
что это ворота церковного кладбища, ведь в то время
на территории каждого московского храма
было свое кладбище.

 

 

 

 

 

 

 

 

Одним из главнейших достижений
Осипа Бове является организация
трех центральных площадей Москвы —
Красной площади, Театральной площади
и Александровского сада.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечательно, что вместо императорского дворца
или ему подобного здания, теперь в центре города
строится величественное здание Большого театра,
перед которым создается Театральная площадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Она непосредственно переходит в другую —
Воскресенскую (сейчас это площадь Революции).
Эта площадь получает чугунную ограду
с великолепными по рисунку чугунными воротами,
за которыми подымается зелень Александровского сада.

Воскресенская площадь стала своего рода
аванзалом для Красной площади, где
Осип Иванович Бове возводит удачнейшее
здание Торговых рядов с куполом в центре, 
который перекликается с куполом Сената. 
Эти купола образуют поперечную ось
площади.

 

 

 

 

 

 

 

С другой стороны, храм Василия Блаженного
и Главные ворота, ведущие на Красную площадь,
также образуют еще одну ось — продольную.
Таким образом получается крест.

На Красной площади Осип Бове 
восстановил Верхние торговые ряды,
торговые лавки вдоль рва снесены,
сам ров засыпан, у Кремлёвской стены
посажены два ряда деревьев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красная площадь получила полную законченность,
когда в 1818 году по центру Торговых рядов
был поставлен памятник Минину и Пожарскому
работы знаменитого русского скульптора —
монументалиста Ивана Петровича Мартоса.
Он стал первым памятником общественным
деятелям страны, воздвигнутым в Москве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В свою очередь Воскресенская площадь
«перетекает» в Манежную, где в 1817 году
в честь 5-тилетия победы в войне с Наполеоном
был построен Манеж, что стало первым шагом
на пути к формированию нового облика
и названия площади.

Итак, мы получаем четыре площади,
переходящие одна в другую.
Таким образом Осип Бове оформил
центр города в духе того времени.

Откуда Осипу Бове пришла мысль соединить
главные площади в один комплекс?

Возможно, одним из прототипов
такого расположения площадей
послужил ансамбль императорских
форумов.

 

 

 

 

Императорские форумы примыкают
к одноименной улице — Фори Империали,
которая соединяет площади Венеции и Колизея.
Строительство их длилось с I века до н. э. по I век н. э.
при императорах Цезаре, Августе, Домициане,
Нерве и Траяне. Имена этих императоров
и носят созданные ими форумы.

Один из первых императорских форумов,
расположенный с правой стороны, —
это форум Цезаря. Перейдя через улицу
Фори Империали, мы попадаем на форум Траяна.
Продвигаясь все по той же улице по направлению
к Колизею, мы оказываемся на форуме Августа.

В центре на высоком подиуме стоит храм
Марса Мстителя, соединенный с окружающей
форум стеной, построенной по схеме
форума Цезаря. Далее следует форум Нервы.

Строительные работы были начаты при Домициане,
а сам Нерва уже завершил их в 97 г. н. э.
В центре возвышается храм Минервы.

Итак, мы получаем систему переходящих друг
в друга форумов. Именно такую систему
мы видим и в центре Москвы.

 

По проектам Комиссии по восстановлению
или по ее корректировкам и отстраивался наш город.
Темпы строительства новых, пусть значительно
меньших по объему, но достаточно хороших
по архитектуре зданий были таковы, что уже
к концу 10-х годов XIX столетия из пепла
встал новый город. В то время господствовал
стиль ампир.

Ампир в переводе с французского языка
обозначает «империя». Ампир — это поздняя стадия
классицизма. Он возник во Франции в период правления
императора Наполеон I Бонапарта (отсюда и название стиля)
и развивался в течение трёх первых десятилетий XIX века.

Идеалом этого стиля был Рим времен Империи
со свойственными ему архитектурными тенденциями
(вспомним центральные площади Москвы
и императорский форум!).

Поэтому в интерьере преобладали
строгий порядок, уравновешенность форм,
парадность, торжественная монументальность,
богатство внутреннего убранства, гербовая,
военная символики, строгий порядок.

В архитектуре заимствуются монументальные формы
массивных портиков, триумфальных арок
и мемориальных колонн, обширных колоннад.

Ампир посредством многочисленных атрибутов
и символов утверждал идею императорского величия.

 

Основным примером этого архитектурного
стиля является типовой дом в стиле ампир —
деревянный дом прямоугольной формы
с колоннами или без. Каждый мог прийти в Комиссию 
по восстановлению Москвы и выбрать себе проект
такого дома. Так как эти дома были в стиле ампир,
то на скромных фасадах часто встречаются монументальные
древнеримские барельефы. Последние, в свою очередь,
также изготавливались в массовом порядке
по рисункам известных скульпторов.

Итак, в то время чуть ли не все новые дома
были построены в стиле ампир.

На нашей выставке, которую вы можете увидеть,
представлены некоторые примеры зданий в стиле ампир.
Я хочу прокомментировать некоторые из этих фотографий.

Самым известным детищем Осипа Бове является
Большой театрК сожалению, сейчас из-за пожара 1853 года
мы не можем видеть того великолепия,
какое было ранее. После пожара театр был
восстановлен архитектором Кавосом,
перестроившим его с некоторыми изменениями.

 

 

Еще один памятник архитектуры послепожарной Москвы —
Провиантские склады, возведенные по проекту
В.П. Стасова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если присмотреться, то можно заметить,
что порталы, фланкирующие входы, чуть сужаются кверху,
напоминая по форме пилоны, обрамлявшие вход
в древнеегипетский храм.

Причем же тут Египет?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Провиантские склады — это своего рода житницы,
то есть помещения для хранения зерна.

В Библии, в Книге Бытия написано о том,
как Иосиф истолковал фараону его сон,
предсказывавший семь урожайных
и семь голодных лет в Египте.

После этого в Египте под руководством Иосифа
были возведены житницы для хранения зерна,
чтобы в урожайные годы запастись хлебом
на семь голодных лет.

Вот почему дверные проемы
Провиантских складов
«египетского типа».

 

 

 

 

 

 

Обратимся теперь к незатейливому дому
номер шесть, стоящему в Хлебном переулке
.

Это один из немногих деревянных домов
послепожарной Москвы, который уцелел
до наших дней.

На фотографии мы видим фасад с пятью окнами,
никаких украшений — ни портика, ни лепнины,
возможной тогда, стены гладкие.

Кажется, этот дом не представляет собой
ничего особенного. Так думали и некоторые люди,
которые хотели снести его.

Но это не так.

Этот дом — памятник строительного искусства,
редкий теперь пример рядовой застройки Москвы
первой трети XIX века.

 

 

 

 

Примеров ампира в Москве много.

Самые известные из них это — Манеж,
старое здание Московского университета,
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первая градская больница, дом Луниных,
здание Опекунского совета в Москве,
особняк Хрущевых (ныне Музей А.С. Пушкина)
и прочие.

Названные здания, законченные в первой
половине 30-х годов, завершали собой развитие
того большого художественного явления,
которое носит название «московский классицизм».

Вот как про Москву того времени написала
молодой Лермонтов:

«Москва не безмолвная громада камней холодных,
составленных в симметрическом порядке...
нет, у нее есть своя душа, своя жизнь».

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

1. Москва. Памятники архитектуры XVIII — первой трети XIX века. (Издательство «Искусство», 1975);

2. Энциклопедия для детей «Аванта». Искусство II. Архитектура, изобразительное и декоративно — прикладное искусство XVII–XX веков;

3. Планировка Москвы в 1812-1825 годах;

4. Большая советская энциклопедия;

5. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. Т.2;

6. Романюк С.К. Из истории московских переулков;

7. Москва, которой нет. Историко-культурологический проект о старой Москве;

8. Некрасов А.И. Русский ампир. 1935;

9. Библия. Книга Бытия.