М. Ключева, О. Вдовина. Русская музыкальная культура эпохи Отечественной войны 1812 года

НОУ «Классическая гимназия при ГЛК Ю. А. Шичалина» 

Мария Ключева, Ольга Вдовина, 9 класс
Руководитель Ключева Т.Ю.

Москва, 2012

Когда мы говорим об Отечественной воне 1812 года, то, как правило, мы вспоминаем русскую ИСТОРИЮ: нашествие Наполеона, отступление русской армии, и связанные с этими событиями имена Багратиона и Барклая де Толли, знаменитое выражение «Вот приедет наш Кутузов бить французов», конечно же Бородинское сражение, оставление и сожжение Москвы, победу русских войск.

А вот о музыкальной культуре того времени, то есть периода 1805 — 1815 годов, говорится значительно меньше. Музыку 1-ой четверти 19 века прежде всего связывают с именами Варламова, Гурилева, Верстовского, Глинки. Но если посмотреть на годы их жизни, то станет ясно, что в указанный период эти композиторы были лишь отроками. Но музыкальная культура не может родиться на пустом месте. В музыке, как и в любой культуре, существует преемственность поколений. И музыка 18 и начала 19 века, несмотря на господствующую с эпохи Петра I «иноземную» музыку, конечно же стала той базой, которая легла в основу русской КЛАССИЧЕСКОЙ музыки. Именно на фоне возрастающего патриотизма, связанного с Отечественной войной 1812 года, с пробуждением национального самосознания, музыка русских композиторов начала вытеснять иностранную из музыкальных салонов аристократии и дворянских усадеб и стала завоевывать сердца очень музыкальной и очень певческой русской нации. И тем не менее, музыка композиторов, творивших до и во время войны 1812 года почти забыта и крайне редко звучит в концертных залах. А ведь сердца музыкантов той эпохи горячо отзывались на современные им исторические события. Героика отечественной войны 1812 года нашла широкое отражение не только в живописи и литературе, но и в музыке. Однако музыке повезло меньше, чем другим видам искусства. Далеко не все произведения дошли до нашего времени, что было связано с малым количеством нот из-за дороговизны печати, а сохранившиеся нотные издания стали библиографической редкостью, существуя лишь в единичных экземплярах. Они хранятся в разных библиотеках Москвы и Петербурга, и знают о них только специалисты.

Так, например, о популярнейшем в свое время дивертисменте «Торжество победы» Степана Ивановича Давыдова, одного из замечательных русских музыкантах того времени, мы знаем лишь по печатным отзывам (дивертисмент — музыкально-театральное представление смешанного типа, в котором свободно сочетались элементы оперы, балета и пантомимы). Сюжетной основой данного спектакля послужили картины патриотического воодушевления народа: уход молодых воинов на борьбу с врагом и их возвращение с победой. Музыкальной основой этого дивертисмента, как и многих других подобных сочинений, послужили народные песни. Хоровые и сольные номера чередовались с народными плясками; в военно-исторических сценах обильно использовались солдатские песни и марши.

Большим успехом у зрителей пользовался «народный дивертисмент» князя Шаховского «Крестьяне или встреча незваных» на музыку Титова. В лице главной героини этого представления автор вывел знаменитую старостиху Василису Кожину, которая в 1812 году возглавила партизанский отряд (сохранилась часть увертюры и фрагменты хора крестьян).

Но значительно более глубокое выражение историко-героическая тематика нашла в жанрах оратории и оперы. И для того чтобы передать героизм современности, композиторы обращались к героизму прошлого, и прежде всего к эпохе борьбы русского народа с польской интервенцией 17-ого века. Этой теме посвящена, например, оратория «Минин и Пожарские или освобождение Москвы» для солистов, хора и оркестра большого состава (1812 год) Степана Аникиевича Дегтярёва (сохранилась не полностью), а также опера «Иван Сусанин» Климентия Альбертовича Кавоса. Написанная в 1815 году, как отклик на победу русского народа в войне 1812 года, эта опера в течении 20 лет с успехом шла на оперной сцене и лишь в 1835 году была снята с репертуара, уступив место опере Глинки на тот же сюжет (опера Кавоса сохранилась лишь фрагментами).

Но опера, оратория, кантата — это так называемые «высокие жанры» музыкального искусства. А вот популярная музыка отечественной войны 1812 года — это, главным образом, военные песни и марши (победные — на взятие городов и траурные — на смерть героев). Все эти произведения были написаны по конкретным поводам, создавались в ходе непрестанно меняющейся картины войны, отражали её основные события и возникали сразу «по горячим следам». Можно сказать, что это была своеобразная музыкальная хроника Отечественной войны (Марш Всеобщего Ополчения России «К ружью, к ружью!» Бортнянского, Марш на смерть генерал-майора Кульнева, павшего со славою за отечество в сражении против французов 20-ого октября 1812-го года — сочинение князя Павла Долгорукова, марш на Московское ополчение Фельцмана и т.д.).

Но предназначались эти произведения в основном для исполнения либо военными оркестрами, которые были в каждом полку, либо под аккомпанемент пианофорте. Но громоздкий инструмент на войну не возьмешь. И на квартирах офицеров зазвучала гитара. Под нее пелись задушевные песни и романсы, как отдохновение от трудных реалий военного времени. Эти же романы и песни звучали и в кругу столичного дворянства, и в мещанской городской среде. Ведь камерная вокальная музыка — самый доступный и любимый в России вид музыкального творчества. Канты, песни и романсы в изобилии сочинялись как композиторами, так и любителями музыки. В конце 18 и начала 19 века появилось огромное количество как авторских, так и анонимных песенных сборников. А так как печатание нот было очень дорого, то часто сборник издавался без нот с «объяснениями на каждую песню голосов», — то есть после заглавия песни поясняли, что она поется на «голос» (то есть мотив ) той или иной популярной песни, например, на голос «Стонет сизый голубочек» или «Среди долины ровныя».

И сейчас мы предложим вашему вниманию песенку «Стонет сизый голубочек». Её написал Федор Михайлович Дубянский, живший в Петербурге в конце 18 в. Он был из служилых дворян, вращался в литературных кругах и занимался музыкой как любитель. Из всего его творческого наследия до нас дошли лишь 6 песен, изданных в 1795 г. Песенка «Стонет сизый голубочек» была архи популярна. Вспомним интересное свидетельство Пушкина — упоминание в его поэме «Домик в Коломне» написанной в 1830 году, этой песенки в «репертуаре» героини — скромной петербургской мещаночки Параши:

Играть умела также на гитаре
И пела: Стонет сизый голубок
И выйду ль я, и то, что уж постаре,
Все, что у печки в зимний вечерок
Иль скучной осенью при самоваре
Или весною, обходя лесок
Поет уныло русская девица
Как музы наши, грустная певица.

Не менее популярной была и другая песня Дубянского — полная сосредоточенной скорби траурная сицилиана на текст Капниста «Уже со тьмою нощи». Особенно интересен заключительный раздел песни с ее острыми интонациями альтерированных ступеней.

Другая не менее знаменитая песня — песня солдатская, — жанр необычайно распространившийся в период войны 1812 года. Это «Среди долины ровныя». В ее основу легла песня «Лети к моей любезной» Осипа Антоновича Козловского. Это уже музыкант другого масштаба — профессионал, симфонист и музыкальный деятель. И в то же время он — «творитель нового рода российских песен»-русского романса как сольной камерной песни.

Мы уже упоминали о том, что в начале 19 века  появилось множество песенных сборников. Содержание их было очень разнообразно и включало в себя песни и романсы различных жанров. Так, например, в сборнике 1810 года все песни были поделены на 14 (!!!) жанров. Песни раздела № 9 — военные. «Всеобщий гром и радость должны сопутствовать сим песням, вливающим геройство в русских чудо-богатырей» — так написано в сборнике. А вот песню-кант «Радуйся росско земле», вероятно, пели еще в 18 веке.

Говоря о музыке отечественной войны 1812 года нельзя не упомянуть о самом, пожалуй, известном композиторе «доглинкиского» периода. Это Дмитрий Степанович Бортнянский. В наше время он известен как один из самых выдающихся церковных композиторов. Но не надо забывать, что Бортнянский — это придворный композитор, который помимо церковной музыки сочинял оперы, симфонии, сонаты, квартеты и квинтеты. В годы наполеоновского нашествия Бортнянский горячо откликнулся на патриотический подъем русского народа и создал ряд произведений, посвященных русскому воинству: марш всеобщего ополчения россиян «К ружью, к ружью!», песнь воинов «Гремит священный глас Отечества», кантату «Певец во стане русских воинов» -для солиста, хора и симфонического оркестра.

Но закончить наш доклад мы хотим исполнением все-таки церковной музыки Бортнянского. Это «Единородный Сыне» из трехголосной литургии (1813 г.).
                                

ИСТОЧНИКИ:

1. П.Н. Столпянский «Музыка в старом Петербурге» 1926г. — «Academia»

2. Журнал «Старинная музыка» — № 2 за 2002 год.

3. «История русской музыки» т. 1 — под редакцией А. Кандинского, изд. «Музыка», 1973 год.

4. Т. Ливанова «Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры», Москва 1938 г.