C. Сегал. Проекты Храма Христа Спасителя
НОУ «Классическая гимназия при ГЛК Ю. А. Шичалина»
Софья Сегал, 10 класс.
Руководитель Сусленков В.Е., Медведева М.С.
Москва, 2012
Мой доклад посвящен первым проектам Храма Христа Спасителя в Москве и тому, как менялись художественные идеи, легшие в основу его проектов, выполненных разными русскими архитекторами.
XVIII век оставил немало памятников победам русского оружия, но это были светские памятники: триумфальные арки, пирамиды, обелиски и колонны. Война 1812 года, которую впервые назвали Отечественной, исход которой решало общенародное движение, потребовала другого памятника. И таким памятником мог стать только храм.
Сама идея строительства храма-памятника принадлежала генералу армии Михаилу Ардалионовичу Кикину и была передана Александру I через адмирала Александра Семеновича Шишкова. Идея построения храма-памятника восходила к древней традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарности Богу за дарованную победу и в вечное поминовение о погибших.
Это был, однако, не самый первый храм, прославлявший победу в войне и жертвы русского народа. В 1813-1818 годах на Девичьем поле, напротив Новодевичьего монастыря, по проекту Осипа Бове был построен Собор во имя Седьмого Вселенского собора, в день чествования которого — 18 октября — наполеоновская армия покинула Москву.
На создание храма-памятника было проведено два конкурса. В первом конкурсе принимали участие выдающиеся русские архитекторы: Джакомо Кваренги, Александр Воронихин, Абрам Мельников, Александр Витберг, Василий Стасов.
Во втором — Константин Тон, Федор Шестаков, Александр Татищев, Александр Кутепов, Иван Таманский и многие другие известные архитекторы той эпохи.
Как мне удалось понять, участники конкурса на проект храма Христа Спасителя вдохновлялись тремя главными образцами, связанными с традицией классической ордерной архитектуры. Это была эпоха классических идеалов в искусстве и классический храм должен был стать ее идеальным воплощением.
Первый образец — собор святого Петра в Риме, строившийся с начала XVI до 1614 г. Для русских зодчих собор св. Петра отождествлялся с идеей государственной мощи. Размеры здания, огромный купол на парусах, колоннада криволинейной формы перед главным фасадом появляются в проектах храма Христа Спасителя в Москве.
Кроме того, храм св. Петра был главным храмом Западной церкви, возведением же по его подобию собора в православной Москве должно было как бы художественно и сравнить и противопоставить два мира
Второй образец — Пантеон, один из самых великих памятников архитектуры Древнего Рима, он построен в 120-е годы. Круглый в плане объем, завершенный полусферическим куполом, выделенный мощным портиком главный фасад стали образцом множества надгробных часовен, мавзолеев и храмов-памятников.
Его прообраз хорошо виден в проекте Кваренги. Важно и то, что Пантеон был храмом Девы Марии и всех мучеников, и потому возведением его подобия прославлялись и страдания народа и все погибшие в войне 1812 года, новые мученики России. Возможно, именно такую идею хотел воплотить в своей постройке итальянский мастер.
Третий источник подражания менее конкретен и связан с архитектурой ампира. Выразилось это в отказе от ориентации на наследие Древнего Рима и в обращении к наследию Древней Греции — Эллады. Причем, преимущественно к ордеру греческой архаики, к храмам Пестума с их дорическими колоннадами, любовью к гладким поверхностям, строгим геометрическим объемам.
Что же касается сохранившихся в большом количестве проектов А. Н. Воронихина, то они представляют, пожалуй, наиболее оригинальные, отмеченные поисками беспрецедентных решений, работы. Проект Воронихина не мог быть принят к исполнению не только из-за смерти архитектора, не успевшего его доработать, но и прежде всего по тому, что фиксировал зарождение нового — элементы русского зодчества XVI- XVII веков, которые совсем не были известны архитекторам XVIII и начало XIX века. Интересно, что русское зодчество этих веков, с шатровыми колокольнями церквей и их заостренными силуэтами воспринималось современниками Воронихина как явление родственное западноевропейской готике.
Рассматривая все проекты, можно хорошо увидеть эти источники, понять как развивалась мысль зодчих и как менялись общественные вкусы.
Так, в самом начале победа над Наполеоном осознаётся как победа русского народа и одновременно — как событие, имеющие важное общечеловеческое значение. Архитектура, выражающая подобное умонастроения, облекается в формы, соответствующие этому значению - ордерные, классические.
Именно поэтому победа на первом туре конкурса на проект храма Христа Спасителя досталась А. Л. Витбергу, сумевшему вложить в классические формы смысл, выражавший национальную идею, а также интерпретировать
О масштабах предполагаемого храма дают представления следующие размеры: высота всего строения, которое должно было стать самым высоким в мире, 237 м от подошвы горы до креста. Лестница шириной более 106 м, начинающаяся в 149-ти м от набережной Москвы-реки, состоит из 5-ти террас-уступов. Сейчас от первоначальных работ по расчистке склонов горы от леса и расчистка площадки сохранилась в виде знаменитой Смотровой площадки перед Университетом на Воробьевых горах.
Высота наземной части храма 170 м, диаметр главного купола более 50-ти м. Площадку перед нижним храмом должны были поддерживать колоннады, каждая длиной до 640 м. По их сторонам предусматривалось строительство двух триумфальных колонн высотой в 106 м. При подведении итогов конкурса (1815 год) Государь с благосклонностью сказал Витбергу: «Я чрезвычайно доволен вашим проектом. Вы отгадали мое желание, удовлетворили моей мысли об этом Храме. Несмотря на все опасения и возражения Витберга, ему, человеку совершенно неопытному, без строительной практики, Государь поручает возглавить строительство. 12 октября 1817 года, через пять лет после выступления французов из Москвы, состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах.
Руководство строительством давалось Витбергу с большим трудом. Хотя земляные работы велись в большом объеме, грунт не был по-настоящему исследован, не было точных соображений об устройстве фундамента. В неудаче с доставкой камня Витберг увидел злонамеренные действия, стоившие казне до 300 тысяч рублей. Это и другие злоупотребления привели Витберга к решению отправиться в Петербург и доложить обо всем царю. Получив докладную Витберга, Александр I поручил заняться делами строительства храма Аракчееву, однако тот вскоре заболел и был отстранен от дел. А через два месяца умер Александр I. Витберг лишился своего главного покровителя. Вскоре его обвинили в растрате казенных сумм. Начался процесс, где в дело шли подтасовки, уничтожение документов, фиктивные экспертизы.
Новый самодержец России Николай I приказал приостановить все работы. В 1826 году строительство было прекращено.19 февраля 1830 года министр императорского двора сообщил московскому генерал-губернатору, что император приказал собрать архитекторов и спросить, согласны ли они строить храм на Воробьевых горах, если нет, тогда уже избрать места и составить конкурс из русских архитекторов и заграничных». Из петербургских архитекторов выразили согласие заняться составлением проекта на Воробьевых горах А.А. Михайлов, В.П. Стасов, А.И. Мельников, В.А. Глинка, Э.Х. Аннерт, В.И. Беретти, А.П. Брюллов, а также Н.Е. Ефимов и И.И. Шарлемань; из московских - Е.Д. Тюрин, Н.В. Сакстон, А.С. Татищев, М.В. Горголицын, А.И. Бове, А.И. Давыдов, К.А. Ламони, А.С. Сумароков, В.А. Риеппи.
Петербургские архитекторы склоняются к классическому образу храма, а московские — к русскому, опираясь на проект Кутепова.
Например, петербургский архитектор Шарлемань готовит проект по типу римского мавзолея. Внизу — портик римского храма, выше - строение в римском духе, напоминающее постройки архитектора Леду (застава Ла Вилетт в Париже), на вершине — вариация на тему мавзолея императора Адриана в Риме (со Средних веков — Замок Святого ангела). Такая римская тема должна была сравнить русские победы в войне 1812 года с античной героической историей.
В основе проекта также ассоциации с ренессансными проектами храма с куполом, например, с проектом Браманте.
Проект архитектора Абрама Мельникова типичен для классицизма — пятиглавый величественный храм, круглый в плане, окруженный колоннадой, с четырьмя 8-колонными портиками. Это опять вариация на тему ренессансной архитектуры — на собор Св. Петра в Риме.
Еще одна ассоциация — собор Св. Павла в Лондоне архитектора Кристофера Рена, возведенный в 1670-е гг. Кроме того, в храме обязательным становится пятиглавие, которое характерно для русских храмов.
В проекте архитекторского помощника Е.Г. Малютина храм Христа Спасителя стоит на громадной площади, простиравшейся от Воздвиженки до Знаменки и от Александровского сада до Арбатских ворот.
О.И. Бове предлагает соорудить храм на Швивой горке.В то время стена Китай-города проходила фактически у подножия Швивой горки.
Ф.М. Шестаков предложил соорудить храм на спроектированной им новой грандиозной площади между Тверской заставой и Бутырским валом.
В.П. Стасов дает собственную интерпретацию идеи трехчастного храма Витберга, но расположенного на гладкой поверхности, а не на склоне Воробьевых гор.
Архитектор Кутепов проектирует собор совсем в другом стиле, неведомом до того в России. И этот стиль — русский. Проект А.С. Кутепова представляет пятиглавую соборного типа церковь, созданную по подобию древнерусских храмов.
Очень интересна форма купола, она взята с английского Брайтонского павильона в Англии, который сам скопирован с мусульманской архитектуры Индии.
Петербуржец Тон примкнул к исканиям московских зодчих, в частности — к проекту Кутепова.
В конце 1831 года, после ряда конкурсов, Николай I вызвал Тона в Москву и поручил ему проектирование храма Христа Спасителя. Работая над проектом храма, Тон представил Николаю I на выбор три варианта размещения храма Христа Спасителя: за Воспитательным домом на Солянке над Москвой-рекой (вариант, родственный предложенному Бове), на Тверской улице на месте Страстного монастыря (сегодня Пушкинская площадь; это разновидность варианта, предложенного Шестаковым) и у Большого Каменного моста недалеко от Кремля, между Москвой-рекой и Волхонкой, на месте Алексеевского женского монастыря. Император выбрал последнее.
10 апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором К.А. Тоном. 10 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового Храма. Характерно, что все предложения Тона о выборе места для будущего собора обладали одной общей чертой: он предлагает сооружать новый храм на месте уже существующих церквей или монастырей.
Витберг как бы вставлял события Отечественной войны 1812 года в христианскую и всемирную историю. Он посвятил престолы своего храма основным событиям земной жизни Христа — Рождеству, Преображению и Воскресению. Из них только Рождество Христово соотносилось с тем, в память чего сооружался храм Христа Спасителя — в этот день был обнародован Манифест о строительстве храма.
Тон посвящает главный алтарь храма Рождеству Христову, приделы — св. Николаю Чудотворцу и св. Александру Невскому. Придел св. Николая Чудотворца связывался с Николаем I, воплотившим в жизнь замысел своего державного брата. Придел св. Александра Невского соотносился с именами сразу трех Императоров: Александра I (ему принадлежал замысел создания храма), Александра II (при нем было завершено строительство), и Александра III (в его царствование храм был освящен). Так общеисторическая идея сменяется идеей торжества русской государственности и русской церкви и самым характерным признаком этого стала смена классических идеалов всех ранних проектов на русские формы архитектуры.
Источники:
http://places.arch-grafika.ru/news/2010-11-01-20
http://places.arch-grafika.ru/news/2010-11-16-25
«Храм Христа Спасителя» — Е.И.Кириченко
«Русский Стиль» — Е.И. Кириченко
«Константин Тон» — Т.А. Славина