Н.В. Христофорова. Российские гимназии XVIII–XX веков. На материале г. Москвы

ВВЕДЕНИЕ

Русское просвещенное общество ответственно и требовательно относилось к образованию и воспитанию мальчиков и девочек, когда открывало правительственные и частные, классические и реальные, мужские и женские гимназии. Подтверждает это генезис российского гимназического образования в его различных проявлениях XVIII, XIX и начала XX веков, описанный в книге на московском материале.

Убедившись в высоком качестве образования, получить которое можно было, посещая каждую из описанных гимназий, уважаемый чиатель, несомненно, обратит внимание на слабость современного российского школьного дела, с одной стороны, и обнаружит замечательный пример для его исправления, с другой. Лучшие наши учебные заведения сегодня поступают разумно и скорее следуют богатому отечественному опыту, чем утруждают себя копированием далеких заокеанских образцов.

Конечно, состояние страны отражается и на состоянии учебных заведений. Но мы знаем, что все меняется. Поэтому важно, чтобы общество, родители ясно представляли себе, какой должна быть качественная гимназия, чего они хотят от гимназии для детей, что реально могут от нее получить в конкретный исторический момент и что должны потребовать как граждане и налогоплательщики. Необходимо, чтобы гимназия, учитель могли профессионально, грамотно ответить на эти запросы и выполнить свои обязательства перед родителями, детьми, обществом.

Прочитав книгу, читатель-родитель, несомненно, яснее поймет и определит образовательные потребности своего ребенка, читатель-старшеклассник или студент расширит программу самосовершенствования, читатель-учитель или ученый-педагог, наряду с ознакомлением с полезными фактологическими сведениями, вполне возможно, возьмется, несмотря на гигантские трудности, за преобразования в современных российских гимназиях, для создания в них атмосферы качественной учебы, порядочности, терпимости, само- и взаимоуважения.

Эта книга — попытка целостно осветить сложнейшую гимназическую систему, состоявшую из десятков подсистем, включавших министра и гимназиста, директора, священнослужителя, гимназического врача, закон (уставы), организацию учебного процесса и устройство зданий, финансы, учителей, учебные планы и программы, учебники, книги для чтения по разным предметам, экзамены, распорядок дня, форму, питание учеников, педагогические, родительские и попечительские советы и многие другие необходимые составляющие эффективного функционирования гимназии.

Цель работы состоит в том, чтобы описать историю возникновения и развития гимназий в России (на примере гимназий Москвы), которая определялась и регламентировалась законодательными актами Российской Империи (Уставами), то есть была упорядочена, и в высокой степени стремилась соответствовать отечественным потребностям (или пробуждать их), лучшим европейским образцам, использовать новейшие мировые научные открытия в педагогике, психологии, школьной гигиене и т. п.

Целью является также демонстрация того, что российские (в нашей книге московские) гимназии были хорошего европейского уровня по постановке преподавания, по оснащению библиотек, учебных (географических, минералогических, физических, химических, математических, зоологических, черчения и рисования, ручного труда и пр.) кабинетов, классных комнат, спортивных и игровых залов и площадок, медицинских кабинетов, пришкольных участков и т. д. Многие имели свои собственные гимназические храмы. Описанные гимназии — правительственные и частные, классические и реальные, мужские и женские — стремились к единой цели: образовать ум и сердце воспитанников для служения Отечеству, давая знания, они учили учиться, добросовестно трудиться, достойно жить. Показанный в книге опыт превосходных московских гимназий, работавших на общество до 1917 года, достоин внимания самого широкого круга читателей.

Моя глубокая признательность всем, кто дал мне возможность написать и опубликовать книгу. Моя особая благодарность многоуважаемым Юрию Анатольевичу и Елене Федоровне Шичалиным за многолетнюю духовную поддержку. Мои добрые слова моему папе Василию Семеновичу. Моя любовь и благодарность моему мужу Георгию и моим дочерям Татьяне и Наталии за вольную и невольную помощь.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Московские «большая школа»
и «великая гимназия» (XVIII столетие)

1-1. Самая первая гимназия Москвы
1-2. «Великая гимназия» Москвы XVIII века

Глава 2. Основные этапы развития российских мужских
и женских гимназий в XIX — начале XX веков

Глава 3. Правительственные гимназии Москвы

3-1. Московская I мужская губернская гимназия
3-2. Московская II мужская губернская гимназия с греческим языком
3-3. Московская III мужская гимназия (реальная/классическая)
3-4. Правительственная Московская мужская гимназия
        им. И. и А. Медведниковых

Глава 4. Частные гимназии Москвы

4-1. Московская частная мужская гимназия Ф. И. Креймана
4-2. Женская классическая гимназия С. Н. Фишер
4-3. Женская гимназия Н. П. Хвостовой
4 4. Женская гимназия Л. О. Вяземской

Заключение
Библиография

 

Книги ГЛК