Игумен Паисий (Савосин). Камень Адама. Стихотворения и рассказы

 

Содержание

Об этом сборнике

Часть I

Постижение этого камня

О поэтическом мировосприятии

О поэтическом мировосприятии
О прозе и поэзии
О форме и содержании
О молчании и слове
О «синтетическом» восприятии и слове
Действительность и её отражение
О поэзии рассказа
Заметки на клочках бумаги во время пения
Зачем нужна речь символическая
О жизни и смерти
Парадоксальное мышление
Свобода
Оптимистический пессимизм
О пронзительности мелочей
Поэтизирование сносок
Искренность поэзии
О прекрасном
Чем завершить? Юродство и детство, радость, сказка и христианство

 

Часть II

Дыхание этого камня

Седе Адам прямо рая...

Человек на страже
Днесь взимаются ключи дверей...
Живая память
Седе Адам прямо рая...
Портрет весеннего воздуха

 

Часть III

Пространство этого камня

Пафос мелочей

Реактивный Гути
Лирическая песнь на излёте лета
Детский лагерь
Драка
Жертва королём
Камень для одного

 

 

Об этом сборнике

 

Способность к поэтическому и поэзии — неотъемлемая часть одного из лучших даров Божиих человеку — видеть Его, Бога, и быть с Ним в общении, когда всякое пение и слово, восхождение от земли, воспевает Того, Кого зрит, к Кому стремится, Кого объемлет и Кому поклоняется. Но это ещё и необходимое качество правильного исполнения заповеди, данной Адаму, — возделывания рая, который вначале в сердце, способность восхождения от земли и зрения в твари Дыхания Сотворившего.

Хотя дар зрения Бога и повреждён человеком, но не утрачена самая способность к тому. И теперь, когда нужно ему возвращение, исцеление разбитого, поэтический, хвалебный глас становится гласом плача, покаяния. И, выявляясь в человеке, способность к поэтическому чувствованию и мышлению помогает прозреть единство рассечённого в человеке, единство этого мира и запечатленность его красотою и качествами его Сотворившего, а поэтому и его для нас драгоценность.

Теперь немного о строении предлежащего сборника. Оно трёхчастно, подобно устроению человека, нередко описываемому святыми отцами как ум, сердце и тело. Тогда первая часть будет представлять попытку осмысления этого дара, вторая — открытия, насколько возможно, происходящего в сердце, и третья — обретения в общежизненной канве, как в некоем теле, места для свершения этих сокровенных сердечных событий.

Последовательность произведений внутри второй и третьей частей можно назвать дромологическои или одологическои, то есть соответствующей пути человека, его души в сокровенном развитии. Последовательность статей внутри первой части в достаточной мере случайна, соответствуя ходу их написания, однако не лишена логики.

И ещё о чём хотелось бы сказать, это о синтетичности сборника. Что под этим подразумевается? Составляющие его тексты и фотографии, не являясь иллюстрацией друг ко другу, тем не менее совершают собою некий синтез, восходящий к тому, чего плодом были и тексты, и фотографии, к тому, что можно назвать дыханием или пением сердца. А потому, быть может, слияние этих двух позволит услышать присущую тому и другому музыку.

И если это произойдёт, значит, цель этого сборника достигнута.

 

 

Книги ГЛК