Альбрехт М. фон История римской литературы. Хронологическая таблица
VIII в. до Р. Х. |
Греческая колонизация Кампании |
|
753 г. до Р. Х. |
Предполагаемая дата основания Рима |
|
Около 510 г. |
Конец этрусской династии. Начало республики |
|
Конец VI в. |
Капитолийская волчица. Lapis Niger |
|
Середина V в. |
Законы Двенадцати таблиц |
|
Около 390 г. |
Осада Капитолия галлами |
|
312 г. |
Аппий Клавдий Цек, известный оратор, будучи цензором, проводит акведук (aqua Appia) и строит дорогу от Рима до Капуи (via Appia). |
|
272 г. |
Завоевание Тарента — города, располагающего традицией театральных представлений |
|
Республиканская эпоха I (около 240–81 гг. до Р. Х.) |
||
241 г. |
Конец Первой Пунической войны, которая еще в III в. была воспета кампанцем Невием. Объединение Италии и присоединение Сицилии: начало латинской литературы |
|
240 г. |
Первая постановка литературной драмы на римской сцене (ее автор Ливий Андроник, вероятно, родом из Тарента) |
|
218–201 гг. |
Вторая Пуническая война: о ней пишут Фабий Пиктор в прозе на греческом языке, а происходящий из нижней Италии Энний — в латинских стихах |
|
211 г. |
Взятие Сиракуз. В Рим привозят богатую добычу |
|
197 г. |
Победа римлян над Филиппом V Македонским при Киноскефалах |
|
196 г. |
Греция объявлена свободной |
|
191 г. |
Цизальпийская Галлия становится римской провинцией |
|
186 г. |
Скандал с вакханалиями: запрет культа Диониса |
|
184 г. |
Смерть комического поэта Плавта |
|
169 г. |
Смерть поэта Энния, писавшего в разных жанрах |
|
168 г. |
Л. Эмилий Павел одерживает при Пидне победу над Персеем Македонским. Библиотека царского двора из Пеллы доставлена в Рим. Греческие школы в Риме. Историк Полибий в Риме |
|
166–160 гг. |
Комедии Теренция на римской сцене |
|
149 г. |
Смерть цензора Катона (оратора, историка, теоретика сельского хозяйства) |
|
146 г. |
Разрушение Карфагена и Коринфа |
|
133 г. |
Взятие Нуманции. Аттал III Пергамский завещает свое царство римскому народу. Влияние на Рим склоняющейся к стоицизму пергамской науки |
|
133–121 гг. |
Братья Тиберий и Гай Гракхи |
|
121 г. |
Нарбоннская Галлия становится римской провинцией |
|
111–105 г. |
Война с Югуртой. Нумидия становится провинцией |
|
106 г. |
Год рождения Цицерона |
|
100 г. |
Год рождения Цезаря |
|
Условия |
|
|
Поэты — сначала иностранцы, вольноотпущенники, затем в лучшем случае свободные италики. |
||
Прозаики — сенаторы (или их клиенты) |
||
Поэты родом из нижней и средней Институталии (Теренций — африканец), ораторы и прозаики — из средней Италии |
||
Жанры |
|
|
Поэзия |
|
|
Эпос: Ливий Андроник: Odusia как эпизод древнейшей истории Италии; Невий: Первая Пуническая война; Энний: Вторая Пуническая война. |
||
Драма: трагедия (Энний, Пакувий, Акций), комедия (богатый стиль: Плавт, Цецилий, строгий стиль: Теренций); наряду с этим другие, в том числе фольклорные формы. |
||
Лирика: искупительная песнь Андроника. Эпиграмма: значительный памятник ранней эпохи — надписи в честь Сципиона; позднее (около 100 г.) игровые любовные эпиграммы. |
||
Проза |
|
|
Речь (богатый стиль — Катон; строгий стиль — Г. Гракх); историография: Катон, анналы. Первые столкновения с философией (Кратет Маллосский). Первые шаги филологии (также носящей отчасти стоический отпечаток). |
||
Влияние |
|
|
Греко-римское: при свободной адаптации разговор о «переводах» проблематичен. Современность (эллинистическая) воспринимается раньше, чем классика и архаика, на Гомера смотрят сквозь призму александрийского исторического эпоса и гомеровских рецепций; классическая трагедия воспринимается при посредстве эллинистической драматургии и практики эллинистических постановок. Одновременно воспринимаются миф и различные формы этимологизирования, заведомо исключающие веру в буквальный смысл событий. Многосторонность авторов-первопроходцев вроде Энния соответствует их роли посредников. |
||
Влияние осуществляется через тарентскую и вообще великогреческую театральную традицию (у латинских драматургов со времен Ливия Андроника), нижнюю Италию и Сицилию (Архестрат, Эпихарм, Эвгемер, пифагореизм у Энния); Пергам, Пеллу, Родос (стоицизм, имеющий определяющее значение для дальнейшего духовного развития Рима); пребывание греческих философов в Риме; ученые рабы и вольноотпущенники. |
||
Идеи |
|
|
Индивидуальный аспект: поэтическое самосознание, основанное на достижениях в духовной области, складывается у авторов низкого происхождения. Философское содержание (как, например, пифагорейское переселение душ в гомеровском сне Энния) воспринимается не догматически, но, скорее, служит самоизображению. |
||
Политический аспект: Невий, Энний, Катон Старший формулируют государственно-охранительные этические ценности. Равным образом на сцену выступает стремление к славе gens и отдельного лица. Уже Энний не свободен от культа индивидуальности (Сципион). |
||
Межкультурный аспект: римская жизнь подвергается все возрастающему греческому влиянию. Это касается не одной только внешней стороны: вполне в духе греческой философии Энний ставит мудрость выше власти. Катон высказывается (современное сознание, замаскированное под нравы предков) в защиту мягкости по отношению к родосцам. Драмы, образцы которых отчасти отражают философские дискуссии или типизации, дают публике материал для размышления. Ораторы получают свое образование не только в римской практической деятельности, но и у греческих учителей красноречия; однако распространение этого искусства латинскими риторами еще долго встречает существенные препятствия. |
||
Республиканская эпоха II (около 81–43 гг. до Р. Х.) |
||
92 г. |
Преследование латинских риторов цензором Л. Лицинием Крассом |
|
91–89 гг. |
Союзническая война (борьба италиков за гражданские права) |
|
88–82 г. |
Гражданская война между Марием и Суллой и их сторонниками |
|
86 г. |
Рождение Саллюстия |
|
82–79 гг. |
Диктатура Суллы. Святилище Фортуны в Пренесте |
|
81 г. |
Первая речь Цицерона (Pro Quinctio) |
|
70 г. |
Первое консульство Помпея. Процесс Верреса. Рождение Вергилия |
|
65 г. |
Рождение Горация |
|
63 г. |
Консульство Цицерона. Заговор Катилины. Рождение Октавиана (впоследствии Август) |
|
62 г. |
Так называемый первый триумвират: Помпей, Цезарь, Красс |
|
58–57 гг. |
Изгнание Цицерона |
|
58–51 гг. |
Цезарь завоевывает Галлию |
|
57–56 гг. |
Катулл и Цинна в свите Меммия в Вифинии |
|
55 г. |
Первое появление Цезаря в Британнии. Театр Помпея (первый каменный театр в Риме). De oratore Цицерона. Смерть Лукреция |
|
53 г. |
Потеря значков и гибель Красса у Карр |
|
51 г. |
Цицерон заканчивает De re publica, Цезарь — Bellum Gallicum |
|
48 г. |
Победа Цезаря над Помпеем при Фарсале |
|
46 г. |
Самоубийство Катона Младшего в Утике |
|
45 г. |
Введение юлианского календаря (Сосиген) |
|
44 г. |
Убийство Цезаря |
|
43 г. |
«Второй» триумвират: Антоний, Лепид и Октавиан, позднее Август; первое консульство Октавиана. Смерть Цицерона. Рождение Овидия |
|
Условия |
|
|
Поэт Катулл — представитель муниципальной аристократии; Лукреций тоже, по-видимому, независим. Прозаики (за исключением, например, Непота) — по большей части действующие политики и сенаторы |
||
По происхождению авторы в основном из средней Италии, Катулл – из верхней Италии |
||
Жанры |
||
Поэзия |
|
|
Расцвет неполитической поэзии (Лукреций, Катулл) |
||
Проза |
|
|
Ораторское искусство (Цицерон); автобиография и commentarius (Сулла, Цезарь); биография (Непот). Рассчитанные на удобство читателя обзорные труды по философии в прозе (Цицерон) и в поэзии (Лукреций). Первый подступ к систематизации права (Сцевола, Цицерон). Варрон как универсальный ученый. |
||
Влияния |
|
|
Падение влияния эллинистического азианического стиля ораторского искусства (Красс, Гортензий) происходит под влиянием аттического красноречия (радикально — аттицисты, умеренно — Цицерон). Литературная обработка эллинистической риторики (ср. Auctor ad Herennium) осуществляется под знаком философской мысли, прежде всего — Аристотеля (Цицерон); государственная мысль, продолжающая эллинистическую традицию на римской почве, вступает в состязание с Платоном (Цицерон). Эллинистические философские концепции (Цицерон, Лукреций) отчасти воспринимаются в формах, свойственных классической эпохе (Платон) или даже архаической (Эмпедокл); Цезарь своими Записками побеждает Ксенофонта на его собственном поле. Каллимаховская шкала ценностей (Катулл) применяется к средним (эпиллий) и малым поэтическим формам; в единичных случаях можно отметить и влияние архаических образцов (Катулл — Сапфо). Перенос эллинистических приемов исследования языка и древностей на римскую почву осуществляет Варрон. |
||
Идеи |
|
|
Индивидуальный аспект: ослабление политических связей способствует самовыражению индивидуального начала (автобиография, биография) или поиску возможности самовоплощения вне политической сферы (философия — Лукреций; любовная лирика — Катулл). |
||
Политический аспект: под знаком кризиса морально-политические и правовые представления ретроспективно осознаются — отчасти при помощи греческой философии — и вновь определяются для современности (Цицерон, юристы). Анналисты и Варрон формируют римские представления о своем прошлом и языковое сознание. |
||
Межкультурный аспект: серия биографий греческих и римских политиков (Непот) и параллельное использование греческих и римских примеров в литературе (Цицерон; почва расчищена уже Катоном) конституируют «двойной ряд предков» в «греко-римское» культурное сознание. |
||
Эпоха Августа (около 43 г. до Р. Х. — 14 г. по Р. Х.) |
||
42 г. |
Битва при Филиппах. Гораций — офицер армии Брута |
|
около 42–35 гг. |
Эклоги Вергилия |
|
41–40 гг. |
Перузийская война. Во время резни в городе Проперций теряет родственника |
|
около 39–29 гг. |
Георгики Вергилия |
|
31 г. |
Битва при Акциуме |
|
около 29–19 гг. |
Энеида Вергилия |
|
28 г. |
Освящение храма Аполлона на Палатинском холме |
|
27 г. |
Октавиан принимает титул Августа. Агриппа начинает строительство Пантеона |
|
26 г. |
Самоубийство Корнелия Галла |
|
23 г. |
Смерть Марцелла. Начат строительством Театр Марцелла. Три первые книги Од Горация |
|
20 г. |
Возвращение парфянами потерянных Крассом значков. Первая книга Посланий Горация |
|
19 г. |
(Не позднее 17 г.). Смерть Вергилия и Тибулла |
|
18 г. |
Lex Iulia de maritandis ordinibus: законодательство Августа о браке |
|
17 г. |
Юбилейные торжества; Carmen saeculare Горация |
|
13–9 гг. |
Ara Pacis |
|
8 г. |
Смерть Горация |
|
2 г. |
Август Pater Patriae. Форум Августа |
|
около 1 г. |
Ars amatoria Овидия |
|
8 г. по Р. Х. |
Метаморфозы Овидия |
|
14 г. по Р Х. |
Смерть Августа. Сообщение о его деяниях в надписях |
|
Условия |
|
|
Происхождение авторов — южная Италия (Гораций), средняя Италия (Саллюстий, Тибулл, Проперций, Овидий), северная Италия (Вергилий, Ливий) |
||
Кружок Мецената: близость к принцепсу, авторы проверенного качества без оглядки на происхождение |
||
Кружок Мессалы: дистанция по отношению к принцепсу, включает в том числе и юных авторов, но из знатных семейств |
||
Историки — сначала еще сенаторы (Саллюстий, Поллион), затем — профессиональные писатели (Ливий). |
||
Жанры |
|
|
Поэзия |
|
|
Эпос достигает высшей степени совершенства: Энеида Вергилия. Дидактическая поэзия: Георгики Вергилия; жанровая смесь в Ars amatoria Овидия и в Ars poetica Горация (Послание к Пизонам). |
||
Новшество: Bucolica Вергилия: сборник из 10 пьес, обладающий внутренней структурой (ср. 1 книгу сатир Горация и 1 книгу элегий Тибулла). С метрической точки зрения (как и во многих других отношениях) новшеством являются книги Од и книга Ямбов Горация. Сатира начиная с Горация становится чисто гекзаметрическаой; поэтическое послание. Расцвет элегии (Проперций, Тибулл, Овидий). Эпиграмма (Марс). |
||
Проза |
|
|
Только сейчас в Риме возникает эстетически ценная историография. Вместо обесценившейся политической речи появляется школьная декламация; насыщенный афористический стиль. Научный труд Витрувия De architectura. |
||
Влияния |
|
|
Греко-римский контекст: обращение от эллинистических образцов к классическим и архаическим проявляется в творческой биографии Вергилия: от неотерических малых форм через идиллии Феокрита и аратовско-гесиодовскую дидактику к состязанию с Гомером. Равным образом Гораций опирается не только на эллинистические, но и раннегреческие образцы. Эти авторы плывут против течения литературно-исторического развития: раннегреческие оргиналы помогают им в обретении духовной независимости. Латинская историография, исходя из достижений эллинизма и равным образом находя опору в более древних эпохах, в первый раз обретает собственный облик: Саллюстий может быть на римской почве продолжателем Фукидида, а Ливий — Геродота. Стремление к древнейшим эпохам, характерное для прозы и поэзии, имеют параллели в изобразительном искусстве и находятся в связи с политической атмосферой эпохи. Внутрилатинский контекст: Саллюстий сознательно придает своему самостоятельному архаизирующему стилю катоновскую окраску. Гораций как сатирик считает себя победителем в споре с Луцилием. У элегиков внутриязыковая традиция складывается еще эффективнее. Теперь становится возможным вести диалог с собственным преданием: оно способно задать тон и стоит рядом с греческим и практически наравне с ним. |
||
Идеи |
|
|
Индивидуальный аспект: элегия открывает возможности индивидуального жизненного самовыражения; любовная тематика получает в Метаморфозах Овидия последовательно неполитическую проекцию в масштабе эпоса. Поэтическое дарование (ingenium) становится для изгнанного Овидия противовесом властителю. Обессмысливание политической деятельности делает возможным восстановление в правах философского созерцания (Манилий). |
||
Политический аспект: только что дарованный после многолетнего смятения мир дает эпический осадок в Энеиде, чьи ценностные установки стали практически общепризнанными как выражение римской идентичности. Вергилий и Гораций, которые, как vates, чувствуют свою ответственность и за общество, во многом опережают свое время и создают и для него, и для властей своего рода зерцало: Вергилий настаивает на pietas вплоть до солидарности с противником. Муза Горация в римских одах дает владыке «мягкий совет» (lene consilium). Ливий проецирует почти менандровскую гуманность, в которой настоятельно нуждается новая эпоха, на ранний этап жизни римского государства и задним числом стилизирует республику под сокровищницу образов важных для будущего гражданских доблестей. |
||
Межкультурный аспект: Вергилий образует римский миф и сознательно сопоставляет его с Гомером. В отдельных деталях он также намекает, что вместо противостояния уже давно произошло примирение двух культур. С большой полнотой, с одной стороны, Овидий разрабатывает греческий миф, а с другой — Тит Ливий римскую историю как арсеналы типичных персонажей, ситуаций и взаимоотношений. В это время возникают также библиотеки на обоих языках — греческом и латыни. |
||
Эпоха ранней империи (14 г. по Р. Х. — 117 г. по Р. Х.) |
||
14–37 гг. |
Тиберий. Малые формы в историографии и поэзии |
|
37–41 гг. |
Калигула |
|
41–54 гг. |
Клавдий |
|
54–68 гг. |
Нерон. Освобождение от уз традиции в литературе и изобразительном искусстве |
|
64 г. |
Пожар Рима. Преследование христиан. «Золотой дом» Нерона |
|
65 г. |
Заговор Пизона: вынужденное самоубийство Сенеки и Лукана |
|
66 г. |
Вынужденное самоубийство Петрония |
|
68–69 г. |
Четыре цезаря на римском троне в течение одного года |
|
69–79 г. |
Веспасиан |
|
70 г. |
Разрушение Иерусалима. В Риме начат постройкой амфитеатр Флавиев. |
|
79 г. |
Извержение Везувия. Смерть Плиния Старшего |
|
79–81 гг. |
Тит |
|
81–96 гг. |
Домициан. Арка Тита. Дворец Домициана. Флавиев классицизм в литературе (Квинтилиан, Плиний) |
|
96 г. |
Домициан учреждает Капитолийские игры (Ludi Capitolini) |
|
96–98 гг. |
Нерва |
|
97 г. |
Фронтин — curator aquarum |
|
98–117 гг. |
Траян |
|
100 г. |
Панегирик Плиния |
|
114 г. |
Арка Траяна в Беневенте |
|
117 г. |
Колонна Траяна |
|
Условия |
|
|
Многие писатели родом из Испании (Сенека, Лукан, Марциал, Квинтилиан), наряду с этим — из верхней Италии (оба Плиния). Частное меценатство; смертные приговоры цезарей; состязания поэтов. Поэты частью происходят из наиболее видных семей (Лукан, Валерий Флакк, Силий, Персий), частью зависят от меценатов (Кальпурний; Стаций; Ювенал; Марциал преувеличивает свою бедность). Федр — вольноотпущенник. Прозаики — сенаторы (оба Плиния, Тацит, Петроний), офицеры (Веллей) или государственные служащие (Квинтилиан). |
||
Жанры |
|
|
Поэзия |
|
|
Включение в сферу литературы малых форм или прикладных жанров (басня, эпиграмма, стихотворение на случай). Исторический эпос как противовес Энеиде (Лукан) или как ее продолжение на историческрм материале (Силий). Мифологические эпосы: греческий материал в послевергилиевской форме. Трагедия: образы тиранов и преступников. Сатира: философическая серьезность (Персий) и трагический пафос (Ювенал). |
||
Проза |
|
|
Речь — виртуозное школьное упражнение или похвала цезарю. Высшая точка историографии — Тацит. Компендиум: Веллей (краткая форма как противовес творчеству писателя эпохи Августа — Ливия). «Низкие» жанры становятся литературой — письмо (Сенека, Плиний), роман (Петроний). |
||
Влияния |
|
|
Греко-римский контекст: безусловно, восприятие греческого материала продолжается, однако теперь уже оно происходит сквозь призму местной традиции: в этом отношении показателен эпос с вовлечением греческого героического мифа с послевергилиевскими структурными формами и смысловыми горизонтами. Внутриримский контекст: литературная преемственность может теперь осуществляться и по отношению к латинским образцам. Поэтому в таких жанрах, как эпос и сатира, рефлексия достигает значительной высоты. |
||
Идеи |
|
|
Индивидуальный аспект: следствие внешнего политического гнета — глубина психологического проникновения; подчеркнутые «упоение злом» у Сенеки и совесть — у Тацита. Риторика обращается к внутреннему миру, становясь способом заботы о душе и самовоспитания (Сенека). Автор-одиночка властно противостоит всей традиции (Сенека). Политический аспект: на первый план выступают стоические доблести — способность к сопротивлению. Литературное воплощение доблестей правителя со стоической точки зрения (De clementia Сенеки, Panegyricus Плиния), как и добродетелей подданного и государственного чиновника (moderatio), указывают путь в будущее. Межкультурный аспект: Валерий Максим на основе общих критериев сопоставляет в литературно оформленном собрании exempla римские и иноземные примеры. Учреждаются греко-латинские состязания поэтов. Квинтилиан рекомендует греческий язык для начального образования. Ключевой пункт в этом процессе — «романизирующее» включение фиванского цикла и мифов об аргонавтах в послевергилиевскую эпическую традицию. |
||
Эпоха средней и поздней империи(117 г. по Р. Х. — 565 г. по Р. Х.) |
||
117–138 гг. |
Адриан. Вилла цезаря под Тиволи. Мавзолей Адриана (замок св. Ангела) в Риме. Олимпиейон в Афинах. Вал Адриана в Британнии. В столице вновь строится Пантеон. Храм Венеры и Ромы в Риме |
|
120 г. |
Смерть Плутарха (автора сравнительных жизнеописаний знаменитых греков и римлян) |
|
132–135 гг. |
Восстание иудеев под предводительством Бар Кохбы |
|
138–161 гг. |
Антонин Пий. Германский Limes |
|
161–180 гг. |
Марк Аврелий, философ на троне, пишет К самому себе на греческом языке. Колонна Марка в Риме |
|
около 175 г. |
Описание Эллады Павсания |
|
180–192 гг. |
Коммод |
|
193–211 гг. |
Септимий Север. Триумфальная арка на Forum Romanum |
|
197 г. |
Тертуллиан, Apologeticum |
|
212 г. |
Constitutio Antoniniana (римское гражданское право для почти всех граждан Империи) |
|
218–222 гг. |
Элагабал |
|
222–235 гг. |
Север Александр. Кассий Дион пишет на греческом языке историю Рима. Porta Nigra в Трире |
|
249–251 гг. |
Деций. Преследование христиан. Смерть Киприана |
|
253/4 г. |
Смерть Оригена |
|
260–268 гг. |
Галлиен. Эдикт о терпимости к христианам. Преподавательская деятельность философа Плотина в Риме |
|
270–275 гг. |
Аврелиан. Новые укрепления Рима. |
|
284–305 гг. |
Диоклетиан. Термы в Риме. Резиденции в Трире и Салониках. Дворцы в Сплите и Piazza Armerina |
|
306–337 гг. |
Константин. Лактанций, классицист, «христианский Цицерон» |
|
312 г. |
Победа Константина над Максенцием у Мильвиева моста |
|
313 г. |
Медиоланский эдикт о терпимости. Арка Константина в Риме |
|
324 г. |
Начало строительства Константинополя |
|
325 г. |
Никейский Собор |
|
361–363 гг. |
Юлиан Отступник |
|
379–395 гг. |
Феодосий I. Возрождение латинской литературы |
|
384 г. |
Relatio Симмаха об алтаре Победы |
|
393 г. |
Последние Олимпийские игры |
|
395–423 гг. |
Гонорий |
|
397 г. |
Смерть Амвросия Медиоланского |
|
408 г. |
Смерть Стилихона |
|
410 г. |
Аларих завоевывает Рим |
|
420 г. |
Смерть Иеронима |
|
430 г. |
Смерть Августина |
|
438 г. |
Codex Theodosianus |
|
451 г. |
Битва с гуннами на Каталавнских полях |
|
476 г. |
Конец Западной Римской империи |
|
491 г. |
Призыв Теодориха на царский престол |
|
524 г. |
Смерть Боэция |
|
527–565 гг. |
Юстиниан |
|
528–534 гг. |
Corpus Iuris Civilis |
|
529 г. |
Закрытие платоновской Академии. Бенедикт основывает монашеское братство на Монте Кассино |
|
Условия |
|
|
Появление культурных ландшафтов. Двор императора пребывает в разных местах. Панегирики в прозе и стихах. Римская сенатская аристократия: защита классической литературы, публика для живущих авторов, таких как Аммиан. Деятельными культурными центрами становятся и другие города (Карфаген, Медиолан); школа (грамматики и риторы), церковь. Выдающиеся юридические школы, в том числе и на Востоке. Авторы во многих случаях остаются представителями высших сословий (или по крайней мере разделяют их мировоззренческие ценности). Африка — родина весьма многочисленных писателей (II–IV вв.;) за ней следуют Галлия (V в.), Италия (VI в.), Испания (IV–VIII вв.). Иероним происходит из Далмации. |
||
Жанры |
|
|
Поэзия |
|
|
Панегирическая эпика (Клавдиан), поэзия малых форм (Адриан, Авзоний, Клавдиан). Христианская поэзия: в традиционных формах у Лактанция, эпиков, перелагавших библейские сюжеты, и прежде всего — у Пруденция; наряду с этим стихотворные гимны, частью в новых формах. |
||
Проза |
|
|
Эпоха средней Империи: речь (Panegyrici Latini; Апулей; Симмах); биография (Светоний); роман (Апулей); философские произведения (Апулей); расцвет юридической литературы. Под знаком христианства на первый план выступают — переводы Библии, деяния мучеников, постепенно — жития святых. В эпоху до Никейского Собора преобладает апологетическая литература; затем — догматическая и внутрихристианская полемика. Относительно новые жанры — психологическая автобиография (Августин), историософские произведения (Августин). |
||
Влияния |
|
|
Греко-римский контекст: упадок греческой образованности на Западе косвенно содействует возникновению точных переводов специально-философских текстов и совершенствованию латинской профессиональной терминологии. Только сейчас на латинской почве в полном объеме полностью усвоена научная философия (Марий Викторин, Августин, Боэций) и — пролагая пути Новому времени — математическая мысль (Боэций). Внутриримский контекст: восприятие языческой латинской литературы христианскими авторами можно понимать как возрождение либо как духовную метаморфозу (Цицерон — Амвросий De officiis; Цицерон De oratore — Августин De doctrina christiana). Как религия Писания христианство способствует одухотворению риторики и превращению ее в герменевтику. Чтение письменных свидетельств как «знаков» способствует плодотворнейшему восприятию также и внутрилатинской традиции на новом, более высоком рефлективном уровне. Библейско-латинский контекст: библейское содержание становится третьей ветвью традиции. Препятствие для ее восприятия античными читателями – нериторический характер дословных латинских переводов; только Иероним достигает равновесия между требованиями точности и красоты. Второе препятствие — моральная предосудительность многих сюжетов Ветхого Завета — преодолеваются (начиная с иудея Филона и христиан Оригена и Амвросия) аллегоризированием; данный метод был развит в греческой философии по отношению к мифам. «Пневматическому» (или же «христоцентрическому») чтению Ветхого Завета, которое намечается уже в Новом Завете, помогают собрания свидетельств (например, у Киприана). |
||
Идеи |
|
|
Индивидуальный аспект: освобождение личности божеством-искупителем (у Апулея и Отцов Церкви) или (религиозно окрашенной) философией (мотив обращения) имеет место у язычников и христиан, частью примыкая к научной протрептике (Hortensius Цицерона и обоготворение Эпикура у Лукреция). Поэтому для отдельного человека становится возможным занять позицию вне политической res publica и быть ее критиком. Монотеизм, на внешнем уровне согласующийся с большинством философских школ, позволяет христианству представить себя «философией» и интеллектуально превзойти прочие мистериальные религии. Политический аспект: государи, считаясь с обстоятельствами, вовремя усваивают себе важнейшее духовное течение эпохи и таким образом лишают его оппозиционной силы: во II в. – идеи Стои, в IV в. – христианство. При этом все иные попытки духовно обосновать свою власть (религиозные новшества Элагабала или Аврелиана, запоздавшая неоплатонически-языческая реставрация при Юлиане) обречены на провал. Межкультурный аспект: во II и в III вв. латинская литература за немногими исключениями (как, например, двуязычные, но в основном латинские авторы Апулей и Тертуллиан) отступает на задний план. По-гречески пишут не только философы, как христианин Ориген и язычник Плотин, но и римский историк Кассий Дион и панегирист всемирной столицы Элий Аристид. Только в IV в. латинская литература переживает возрождение, отчасти обусловленное политическими обстоятельствами, так что даже греки пишут по-латыни (Клавдиан, Аммиан). Эллинизация христианско-иудейской традиции проходит сначала (II в.) под знаком Стои, затем (начиная с III в.) платонизма. Романизация упомянутой традиции выражается в применении юридических категорий и одухотворении римских представлений о ценностях, которые переносятся с Отечества на Церковь и с язычников — на христианских мучеников; римская неприязнь к теоретизированию и подчеркнутая связь с практикой идут навстречу иудейским традициям. |