Н.К. Малинаускене. Квинт Гораций Флакк // Введение в историю латинского языка (классический период)

 

2. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ

Квинт Гораций Флакк (65—8 гг. до н. э.) родился на юге Италии в городке Венузии. Его отец был вольноотпущенником. Гораций получил образование в Риме в школе Орбилия, а затем в Афинах, где изучал греческую литературу и философию (слушал философов Академии, перипатетиков, стоиков и эпикурейцев). Он изучил греческий язык до такой степени, что даже писал по-гречески стихи. В Греции его и застала гражданская война. Гораций присоединился к войскам Брута и командовал легионом, а после поражения сторонников республики вернулся в Рим, работал писцом и в это же время начал свою литературную деятельность. Вскоре он вошел в литературный кружок Мецената, подарившего поэту поместье в Сабинских горах и тем самым давшего ему возможность целиком посвятить себя литературной деятельности. Дружба с Меценатом во многом определила идейную направленность творчества Горация, который своим творчеством (пусть не всегда но своей инициативе) утверждал идеологию принципата Августа.

Наследие Горация полностью сохранилось до наших дней. Его первые произведения появились в тридцатые годы I в. до н.э. Это ямбические стихотворения самого разнообразного содержания «Эподы» и две книги «Сатир» (или «Сатур»), названных самим поэтом «Беседами» («Sermones»), поскольку они представляют собой дружеский разговор с читателями по самым различным вопросам философского, этического, литературного и автобиографического характера. Автор стремится, по его же словам, «смеясь, говорить правду» (ridentem dlcere verum — I 1, 24).

Особенно прославили Горация четыре книги его «Од» («Carmina»), в которых он прославляет идеи принципата и самого Августа, воспевает дружбу, любовь, пиры, природу. Гораций проповедует умеренность и требование придерживаться «золотой середины», что получило название горацианской мудрости. Для Горация «золотая середина» (aurea mediocritas II 10, 5) — это и жизненный принцип, и эстетическая установка, и художественный прием. Он призывает к уравновешенности, отказу от всего лишнего, что определяет римскую добродетель. Для художественного творчества Горация характерны гармоничность, цельность и ясность. Именно в одах Гораций достигает вершины художественного мастерства, благодаря тщательной отделке стиха, разнообразию ритмов стихотворений.

Близки к «Сатирам» по содержанию стихотворные письма «Epistulae», первая книга которых появилась в конце 20-го года. Особое значение имеет «Послание к Пизонам», получившее название «Искусство поэзии». В нем Гораций изложил свои эстетические принципы, взгляды на литературу, дал практические советы начинающим литераторам. «Искусство поэзии» было особенно популярно в эпоху классицизма.

Горация уже в античности называли гeх poetarum. Недаром именно ему поручили написать «Юбилейный гимн» (или «Вековую песнь» — «Carmen saeculare») в честь всенародного празднества, организованного Августом в 17 г. Гораций виртуозно владеет латинским языком периода его наивысшего развития. По свидетельству М.Л. Гаспарова, «один старый московский профессор-латинист говорил, что он мог бы изучить со студентами всю латинскую грамматику по одному Горацию: нет таких тонкостей в латинском языке, на которые у Горация бы не нашлось великолепного примера (Поэзия Горация / Квинт Гораций Флакк. Оды. Эподы. Сатиры. Послания. М., 1970, с. и).

Не останавливаясь подробно на классической простоте грамматических форм в произведениях поэта, уделим внимание тем моментам, которые связаны с поэтической техникой Горация, в области которой он был непревзойденным мастером. Ориентируясь на образцы греческой лирики, Гораций ввел (вслед за опытами неотериков) в римскую поэзию размеры, созданные Сапфо, Алкеем, Асклепиадом. Гораций использует не менее двадцати различных ритмических вариантов, во владении которыми не чувствуется особых усилий со стороны автора (ср. у Овидия: «искусство скрыто в своем искусстве» — ars latet arte sua, Ov. Met. X 252).

Оды Горация грациозны, мелодичны. Строфы у него составлены из стихов разного метра, повторяющаяся метрическая единица здесь не строка, а строфа. Перед тем, как читать Горация, необходимо ознакомиться с метрическими схемами, прилагаемыми обычно к изданиям текстов и переводов поэта. Однако, по словам М. Л. Гаспарова (ук. соч., с. 7), «все эти схемы и примеры будут бесполезны, если читатель не уловит в них за сеткой долгих и кратких, ударных и безударных слогов того живого движения голоса, той гармонической уравновешенности восходящего и нисходящего ритма, которая определяет мелодический облик каждого размера».

Разбирая ритмику «асклепиадовой строфы», которую Гораций избрал для первого и последнего стихотворений в первом выпуске сборника од (I 1 и III 30), исследователь отмечает восходящий ритм, движение голоса от безударных слогов к ударным в первом полустишии каждого стиха. «Затем — цезура, мгновенная остановка голоса на стыке двух полустиший; а затем — второе полустишие, и в нем — нисходящий ритм, движение голоса от ударных слогов к безударным... Каждый стих строго симметричен, ударные и безударные слоги располагаются с зеркальным тождеством по обе стороны цезуры, восходящий ритм уравновешивается нисходящим ритмом, за приливом следует отлив» (ук. соч., с. 8).

Еще одна характерная черта поэтического языка Горация — это необычный порядок слов. В латинской поэзии, как правило, порядок слов свободный, что часто бывает связано и с требованиями метра, а ие только с волей автора. Затрудненная расстановка слов поддерживает внутреннее напряжение стиха, вызывает обостренное внимание читателя. Тем более, что для Горация часто основной единицей композиции является не строфа, а фраза. Мысль поэта не заканчивается с концом строки и даже строфы, а часто перетекает в следующее двустишие или даже строфу (enjambement — букв, перешагивание), что создает еще большую внутреннюю динамику и требует максимального внимания от читателя.

В области метрики никто из исследователей не отрицает влияния на Горация таких греческих лириков, как Сапфо, Алкей, Алкман, Симонид, Каллимах. Однако и еще один греческий поэт, безусловно, близок Горацию. Это Пиндар, для которого характерно скольжение образов, использование далеких реминисценций и ассоциаций, неожиданных поворотов мысли. Особенно тесные связи с Пиндаром у Горация в одах, написанных в форме гимна, прежде всего в «Юбилейном гимне».

Отмечая наличие в одах Горация слов, «более свойственных прозаической, чем поэтической речи», Михаэль фон Альбрехт объясняет это тем, что «большая часть латинских поэтических текстов написана в дактилическом размере, там нет многих слов — не потому, что они непоэтичны, а потому, что они не подходят метрике стиха. Гораций в лирических пьесах может их использовать без дальнейших церемоний» (История римской литературы. 2004, с. 793).

Гораций уже в античности стал классическим поэтом, его произведения читали и комментировали в римской школе. Однако к концу античности им интересовались меньше, чем Вергилием, литературные последователи у него были только в области сатиры (Персии, Ювенал). В средние века основной интерес был также направлен на морально-философские сочинения Горация: сатиры и послания. Однако в эпоху Ренессанса Гораций становится любимым поэтом наряду с Вергилием и оказывает большое влияние на формирование новоевропейской лирики. Поэтика европейского классицизма обращается к теоретическим взглядам Горация, что находит иногда даже дословное отражение в стихотворном трактате Н. Буало с традиционным названием «Поэтическое искусство». Широко использовались темы и мотивы Горация в русской поэзии, начиная с Кантемира: у Ломоносова, Державина, Пушкина, Тютчева, Майкова и других поэтов мы находим и переводы, и переложения, и подражания Горацию.

 

Об авторе:  Н.К. Малинаускене

 О книге:   Введение в историю латинского языка

 

Книги ГЛК