Е. Б. Долинская. Уникальный музыкант всегда с нами
Книга «Фёдор Серафимович Дружинин. Исполнитель, педагог, композитор» написана альтисткой Натальей Погадаевой, доцентом Оренбургского института искусств имени Л. и М. Ростроповичей. Её первое издание вышло в 2010 году. Ныне на суд читателей представлено второе издание, которое справедливо назвать новым исследованием о жизни и творчестве выдающегося деятеля отечественной музыкальной культуры. Основанием этому служит включение большого корпуса неопубликованных ранее материалов.
Многие раритеты были тщательно и любовно собраны Екатериной Сергеевной Дружининой, верным другом и помощницей Фёдора Серафимовича. При жизни она систематизировала архив и многие документальные, а также нотные и изоматериалы, которые были переданы в Российский государственный архив литературы и искусства. Светлой памяти Е. С. Дружининой посвящен многолетний труд по изучению огромного наследия уникального музыканта современности.
Народного артиста России Фёдора Серафимовича Дружинина не только помнят, изучают его музыкальные и литературные труды, но и исполняют его сочинения, вошедшие в исполнительский и педагогический репертуар. Именно поэтому книга особенная и показательна для посмертной судьбы её главного героя.
Рядом с музыкантом во всех творческих свершениях была его супруга, Екатерина Сергеевна Дружинина, талантливый филолог, любимый педагог, незабываемый наставник. Со студентами Московского университета, где она проработала многие годы, она любила делать театральные постановки, прекрасную музыку для которых неизменно создавал Фёдор Серафимович. А ещё у Екатерины Сергеевны, урожденной Шервинской, дочери Сергея Васильевича, переводчика и поэта Серебряного века, был редкий дар мемуариста: она создала несколько крупных работ, повествующих о жизни и деятельности представителей рода Шервинских, наделенных яркими талантами в разных сферах науки и просвещения. Отрадно видеть посвящение книги о Ф. С. Дружинине удивительной Екатерине Сергеевне.
Хочу обратить внимание на порядок подачи материала монографии. Он не случаен, а формируется в связи с ведущими векторами творчества Фёдора Серафимовича. В опоре на автобиографические материалы Ф. С. Дружинина, широко представлены годы становления альтиста, который был замечен профессурой уже в последних классах ЦМШ, и особенно в годы учения в Консерватории. Здесь молодому музыканту повезло особенно — он вошел в число учеников В. В. Борисовского. Этот выдающийся альтист не только раскрыл Ф. С. Дружинину секреты своего огромного педагогического опыта, но и впоследствии подарил собственный раритетный инструмент. Вадим Васильевич передал Фёдору Серафимовичу заведование созданной им кафедры альта и арфы и рекомендовал его на своё место в Квартете имени Бетховена.
Как известно, именно этому знаменитому ансамблю Д. Д. Шостакович доверял не только практически все премьеры (кроме самых начальных) своих квартетов, сначала в Ленинграде, затем в Москве. В рамках нового состава ансамбля и произошло знакомство Ф. С. Дружинина с Д. Д. Шостаковичем, автором пятнадцати симфоний и пятнадцати квартетов. Творческое общение двух музыкантов перешло в искреннюю дружбу. Шостакович посвящает В. В. Борисовскому Квартет № 13, в котором альт выступает солистом-примариусом, а свое последнее сочинение Сонату для альта и фортепиано, ор. 147 — Ф. С. Дружинину. Отрадно, что в монографии присутствует документально-исторический очерк об этом совершенном последнем творении гениального композитора XX столетия.
Сегодня трудно найти альтиста, кто не включал бы в свой репертуар какое-либо из сочинений композитора Ф. С. Дружинина, члена Союза композиторов России. Жанры, к которым он обращается, многолики: от миниатюр, вариаций, сонат, программных пьес до Концерта для альта с оркестром. Последний, к сожалению, остался неоконченным. Многие годы живу с глубоким убеждением, что находящиеся ныне в РГАЛИ бесценные эскизы-заготовки ко всем трем частям концерта составляют необходимую образную и тематическую базу для его завершения. Вспомним, как бескорыстно трудился, например, великий русский оперный композитор Н. А. Римский-Корсаков, работая над завершением опер А. Бородина и М. Мусоргского, его коллег по «Могучей кучке». Дирижер Г. Рождественский дописал неоконченные поздние симфонии А. Шнитке. Примеры здесь бесконечны.
Как известно, у выдающейся личности талантов много не бывает. Как же самобытно между миром Баха и Шостаковича жил звуками альта Дружинин и творил для любимого инструмента. Судьбе было угодно даровать универсальному музыканту дороги разные, вкупе ставшие ведущими магистралями его художественных устремлений. По многочисленным записям и личным воспоминаниям современников ныне легко себе представить как удивительно звучал Альт Фёдора Серафимовича. Ведь не случайно, обращаясь к нему с предложением совместного музицирования, Мария Юдина, музыкант особой одарённости вкуса, обращалась к Дружинину не иначе как «Мой дорогой Альт».
Выступал альтист в ансамбле с такими мастерами отечественной культуры как Вадим Борисовский, Святослав Кнушевицкий, Лев Оборин, Ксения Эрдели, Вера Дулова. Думается, что блистательные исполнительские и композиторские концерты с двумя названными прославленными арфистками возникали и потому, что Дружинин долгие годы заведовал в Консерватории кафедрой альта и арфы. Концерты Фёдора Серафимовича как солиста дополнялись и его участием в Квартете имени Бетховена.
Всё, что выходило из под пера Дружинина, композитора и литератора, всегда было отмечено самобытной неповторимостью его личности. Думается, он не разделял «по весу» музыкальное творчество и литературную работу. Так бывало у избранных композиторов. П. И. Чайковский, например, говорил: «Если я ещё раз буду жить, то сделаюсь непременно филологом». А каким исключительным книгочеем был Фёдор Серафимович!
Шли годы и многочисленные воспитанники Ф. С. Дружинина доказали не только в России, но и в разных странах мира преемственность делу своего Учителя и верность его наследию. Очень знаменательно: не только при жизни выдающегося альтиста, но и после его ухода. Ежегодные концерты памяти, включение в педагогический арсенал многих композиций Ф. С. Дружинина, их постоянное не только переиздание, но и тщательный подбор самих документов памяти имеет место в данном издании.
Ф. С. Дружинин работал в разных сферах и жанрах композиции, здесь он заявил о себе как самобытный продолжатель традиций русской православной духовной музыки. Его Семь духовных хоров, звучат и поныне, потрясая своей неизреченной красотой. Иначе и быть не могло — они созданы глубоко верующей личностью.
Обо всем этом, и не только говорится в книге, написанной о музыканте неповторимой души и достоинства.