Н. О. Погадаева. «Федор Серафимович Дружинин. Исполнитель, педагог, композитор». В Квартете имени Бетховена

 

 

Важное место в жизни музыканта занимало камерно-ансамблевое исполнительство. Как упоминалось выше, будучи учеником ЦМШ, он не пропускал ни одного выступления Квартета имени Бетховена. Являясь прекрасным солистом, значительную часть своей творческой жизни музыкант посвятил работе в этом уникальном коллективе.

Фёдор Серафимович принял участие в премьерах шести квартетов Шостаковича, начиная с Квартета № 9. Это было настоящим творческим испытанием для альтиста, который был на целое поколение младше своих коллег, но органично влился в состав ансамбля. Здесь происходило общение с выдающимися исполнителями Д. Цыгановым, В. Ширинским, С.  Ширинским, бетховенцами следующего поколения  — Н.  Забавниковым, О. Крысой, Е. Альтманом. Квартет выступал с пианистами Л. Обориным, М. Юдиной, С. Рихтером.

Золотым фондом коллектива стали циклы: пятнадцать квартетов, Фортепианный квинтет, октет Шостаковича; шестнадцать квартетов, Большая фуга Бетховена. Исполнялись и другие сочинения отечественных и зарубежных композиторов.

Фёдор Серафимович вспоминал: «Благодаря работе в  квартете Бетховена я имел счастье весьма тесно (иногда по месяцу ежедневно) общаться с Дмитрием Шостаковичем. Надо сказать, что он заприметил меня, когда я был еще юношей, и всегда с теплотой относился ко мне. Поскольку я был моложе остальных «бетховенцев» старого состава, он всегда, чтобы не подчёркивать мою молодость, на людях называл меня по имени и отчеству. Если говорить о каких-то влияниях на меня со стороны музыкантов, то общение с ним  — это апофеоз всех влияний. Кроме просто наслаждения играть перед ним (а мы часто играли перед ним и в домашней обстановке, и на репетициях)» [49, 197].

Общение с Шостаковичем было «колоссальной школой», «усиливало и подкрепляло высокие принципы ансамблевого музицирования, которые лежали в основе творческой деятельности музыкантов Квартета» [163]. Фёдор Серафимович вспоминал о композиторе в процессе работы над циклом его квартетов: «Шостакович как бы заново проживал свою жизнь. Он неутомимо сидел на всех или почти всех репетициях. Ему всё было интересно, он вникал во все тонкости исполнительской “кухни”: приёмов игры, штрихов и т. п. Дмитрий Дмитриевич легче относился даже к случайно взятой не той ноте, чем к нарушению времени в музыке» [49, 185].

Удивительно мощное и красивое звучание альта В.  В. Борисовского, затем Ф.  С. Дружинина, преемника в Квартете имени Бетховена, породило новое отношение к альту. Шостакович использовал его в своих сочинениях как инструмент тематический, несущий образную нагрузку, не заменимую никаким другим тембром.

Своеобразным предшественником таких знаковых сочинений для альта ХХ века стала альтовая версия Первого виолончельного концерта Шостаковича, выполненная В.  В.  Борисовским. Благодаря этой редакции, одобренной автором, альтисты впервые получили «выход» к произведениям Шостаковича. Концерт, возможно, стал предвестником Тринадцатого квартета с развернутой партией солирующего альта. В дальнейшем, в работе Квартета имени Бетховена, Шостакович слышал именно это звучание благородного тембра, близкого к грудному «контральто» в руках Борисовского с большим звуковым масштабом. Достоинства альта как своеобразного, неповторимого и «в высшей степени интересного и привлекательного инструмента» были раскрыты Дружинину в старших классах ЦМШ и в консерваторские годы.

 

Далее: 

Погадаева Н.О. «Федор Серафимович Дружинин. Исполнитель, педагог, композитор»ГЛК, 2021