Иеромонах Тихон, директор Православной Гимназии им. Преподобного Сергия Радонежского (Сергиев Посад)
Нам выпало жить в особое время, время, когда старшее поколение долгие годы было вынуждено все выверять и соразмерять с неким правильным и непререкаемым образцом, а поколение помоложе вообще было лишено каких-либо явно выражаемых ориентиров. Это и определяет специфику сложившихся к настоящему моменту программ по литературе и подходов к ее интерпретации. Мы видим очень большой пласт текстов и всего сложившегося вокруг них «предания», доставшийся современным школьникам по традиции, только лишь потому, что «это школьное произведение». С другой стороны в программу активно пытаются включить современных авторов, которые едва ли займут какое-то сравнимое с классиками место в русской литературе.
Обе эти тенденции заставляют нас отказаться от преподавания по порочному принципу «ветхие меха с новыми заплатами» и начать формировать программу, имея ясное представление: чего мы от нее ожидаем, каких людей мы воспитаем, о каких именно важных вещах мы сможем сказать в процессе обсуждения предложенных текстов.
Именно русская литература в ее лучших проявлениях побуждает человека задуматься о нравственных основах бытия, о смысле жизни, о настоящей и всепобеждающей любви…
Постараемся осмыслить курс литературы, прежде всего с точки зрения нравственного, жизненного результата, тогда и появится возможность выстроить его по-новому, но сохранив сокровище неповрежденным.