Сведения о реализации образовательных программ дополнительного образования

 

Д Л Я   С Л А Б О В И Д Я Щ И Х

Условия для внеурочной работы

Внеурочная работа с обучающимися делится на несколько разделов. Во-первых, это церковные службы, в которых принимают участие все желающие. Мы не заставляем детей ходить в Церковь в обязательном порядке, обязательным является только посещение и изучение уроков Закона Божия. Но большинство детей ходят в гимназический домовый Храм во имя Трёх Святителей. Наш многолетний опыт свидетельствует о том, что воспитательную работу, которая происходит в Храме, ничем заменить нельзя. Никакие планы, программы и локальные акты, регламентирующие воспитательную деятельность, по которой приходится отчитываться государственным школам, ни в какое сравнение по эффективности не идут с наличием в школе Храма и Закона Божия.

Во-вторых, это спортивные секции: шахматы, по которым гимназия уже много лет удерживает I место на соревнованиях среди негосударственных школ Москвы и борьба, которой занимаются большинство учащихся.

В-третьих, это школьный театр, о котором сказано в пояснительной записке к Учебному плану. Многие качества: умение себя держать, умение контролировать свою речь, умение изящно двигаться и многие другие, воспитывают занятия театральным искусством, в которых принимают участие все гимназисты. Это часть образовательного процесса. В гимназии ставились спектакли на всех языках, которые у нас изучаются (древнегреческом, латыни, английском, немецком, французском и русском).

И, в-четвёртых, это участие детей в международном образовательном европейском проекте, где наша гимназия представляет Россию. Этот проект объединяет 20 лучших школ Европы (Англия, Шотландия, Дания, Голландия, Греция, Румыния, Чехия и т.д. Из стана СНГ, кроме нас, представлена только Украина). Этот проект предусматривает регулярные встречи делегаций учащихся в различных городах Европы, посвященных какому-нибудь событию. Ученики готовят доклады на английском языке, посвященные согласованной заранее теме. Эти доклады совместно обсуждаются, в результате чего ученики знакомятся с точкой зрения на некоторые события своих сверстников из разных стран Европы и расширяют собственный кругозор. Например, встреча в Москве в 2006 году была посвящена теме «Мир после II мировой войны», а осенью 2009-го года, обсуждаемая тема формулировалась так: «Влияние античности на культуру той страны, ученик которой готовил доклад». Эти встречи и обсуждения согласованных вопросов, проводятся регулярно в большинстве стран Европы, участников проекта, и наши ученики принимают в них участие.

Нам очень приятно было получить известие о том, что наши усилия по развитию классического образования в Европе получили особую оценку Европейского сообщества. Греко-латинский кабинет (Museum Graeco-Latinum (Moscuae in Russia)) был поставлен на первое место в числе учебных заведений, изучающих сегодня латинский язык (см. Diarium “Europa”, Generation Europe Foundation asbl, 2009, S. 81).
 

Дополнительное образование

Используя в преподавании здоровьесберегающие педагогические технологии, обеспечивающие психологическую комфортность, формирующие положительные мотивации в учении, учащимся предлагаются факультативы и занятия во второй половине дня: 

в 5-6 классах — хор и хореография; в старших классах — изучение 3-го современного иностранного языка — немецкого, французского или новогреческого, а также факультативные занятия.

Школьный театр

Огромную роль в формировании эстетических взглядов учащихся, приобретения навыков общения на высоком уровне, закреплению учебного материала по курсам «Литературы», «Истории», «Иностранным языкам» и «Истории искусства», а также созданию междисциплинарных связей всего гуманитарного цикла играет участие всех, без исключения, учащихся в работе школьного театра, который занимает особое место в учебной и внеклассной работе. 

Учащиеся приобретают уникальные навыки сценической речи и сценических движений, учатся владеть собой на публике, вырабатывают правильную дикцию и многое другое. В зависимости от актерских способностей кому-то достаются главные, а кому-то маленькие эпизодические роли, но в создании спектакля как единого целого участвуют, а, следовательно, и развиваются, все учащиеся. 

В год ставится четыре спектакля — два учащимися младших классов и два — старшеклассниками к Новому году и к окончанию учебного года. 

За время существования гимназии поставлено свыше 100 спектаклей классического репертуара, в том числе «Перикл» Шекспира по-английски, три «Федры» — Еврипида по-древнегречески, Сенеки по-латыни и Расина по-французски, «Идеальный муж» и «Как трудно быть серьёзным» О.Уайльда по-английски, «Жанна Д’Арк» Шарля Пеги по-французски, «Моцарт и Сальери» А.Пушкина, «Горе от ума» А. Грибоедова и др; пресса отмечала постановку нашими гимназистами «Антигоны» Софокла, а также русских классических пьес Гоголя и Островского. Участие в театральной деятельности позволяло нашим учащимся побеждать на городских конкурсах чтецов.

Экскурсионные поездки

Значительное усиление учебных предметов «История», «География» и «История искусства» связано с ближними и дальними экскурсионными поездками по городам России (Сергиев Посад, Переславль, Ростов Великий, Новый Иерусалим, Александровская Слобода, Коломна, Псков, Печеры, Изборск, Смоленск, Великий Новгород, Арзамас и Дивеево и за границей. В марте 2006, июне 2007 года и июне 2008 годов мы совершили с детьми большие путешествия по Греции. В марте 2009 года — по Италии. За последнее пятилетие дети побывали в Париже, Брюсселе, Риме, Сведенборге, Праге, Стамбуле.

Общеевропейский образовательный проект

С 2006 года Гимназия представляет Россию в Общеевропейском образовательном проекте, который объединяет лучшие школы более 20 государств Европы. Этот проект предусматривает регулярные встречи делегаций учащихся в различных городах Европы, посвященных какому-нибудь событию. Ученики готовят доклады на английском языке, посвященные согласованной заранее теме. Эти доклады совместно обсуждаются, в результате чего ученики знакомятся с точкой зрения на некоторые события своих сверстников из разных стран Европы и расширяют собственный кругозор. Например, встреча в Москве в 2006 году была посвящена теме «Мир после II мировой войны», а осенью 2009-го года, обсуждаемая тема формулировалась так: «Влияние античности на культуру той страны, ученик которой готовил доклад». Эти встречи и обсуждения согласованных вопросов, проводятся регулярно в большинстве стран Европы, участников проекта, и наши ученики принимают в них участие.

Нам очень приятно было получить известие о том, что наши усилия по развитию классического образования в Европе получили особую оценку Европейского со-общества. Греко-латинский кабинет (Museum Graeco-Latinum (Moscuae in Russia)) был поставлен на первое место в числе учебных заведений, изучающих сегодня латинский язык (см. Diarium “Europa”, Generation Europe Foundation asbl, 2009, S. 81).

Практика по истории искусств

О поездках в Санкт-Петербург следует сказать особо. В учебной программе «История искусства — МХК» предусмотрена обязательная музейная практика, которая проходит не только в музеях Москвы, но и в музеях Санкт-Петербурга, куда каждый класс Классической гимназии выезжает на неделю во время школьных весенних каникул.

Библиотечная практика

В программе дополнительного образования предусмотрена также библиотечная практика, которая проводится ежегодно в научной библиотеке МГУ, где школьники помогают составлять каталоги книг на древнегреческом и латинском языках из фондов библиотеки, поступления (в основном, из личных коллекций) в которые не описаны и даже не были разобраны за последние 50 лет из-за отсутствия специалистов.