Ю.О. Беличенко. Царскосельская железная дорога

 

Обзорная лекция для учеников 7-11 классов.
Учитель физики Классической Гимназии Юлия Олеговна Беличенко 
14 марта 2017 года.

 

Царскосельская ж/д положила начало строительству сети железных дорог России.

 

 

Тридцатого дня в 12 часов 30 минут октября 1837 года  первый поезд отправился по железной дороге общего пользования Санкт-Петербург – Царское Село. 

 

 

Длина дороги составила 25 верст (26,3 км).  

 

 

На Царскосельской железной дороге был построен ряд искусственных сооружений, в том числе мостов, среди которых самый большой – через Обводный канал – имел длину 25,6 м. За рубежом были закуплены 7 локомотивов и различные экипажи для поездов: закрытые дилижансы на 40 мест, открытые шарабаны, линейки с мягкими сиденьями, кареты ("берлины"). 

 

 

В 1838 году в Петербургском технологическом институте для Царскосельской железной дороги был создан паровоз "Проворный".

 

 

С 1837 по 1841 год было перевезено 2,5 млн пассажиров. За этот период Царскосельская железная дорога дала казне чистого дохода 360 тыс. руб. 

Была практически доказана возможность бесперебойной работы железнодорожного транспорта в климатических условиях России во все времена года. Коммерческая эксплуатация дороги также на деле показала выгодность и целесообразность нового вида транспорта, и дала существенный толчок развитию и широкой постановке железнодорожного дела в России.

 

 

В 30-40 годах XIX века потребовал неотложного решения вопрос о соединении надежной дорогой Петербурга с центральными районами России. 1 февраля 1842 года Николай I подписал указ о сооружении первой русской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург-Москва.

Русские инженеры уже в первые годы развития железных дорог выбрали широкоподошвенный рельс. 

На линии Петербург – Москва были уложены такие рельсы, изготовленные на Людиновском заводе. Впоследствии этот профиль рельса распространился по всем железным дорогам мира.

1 ноября 1851 г. состоялось официальное открытие движения на Петербург-Московской железной дороге. По ней пошли поезда, ведомые паровозами, построенными на Александровском заводе Петербурга. Расстояние от Петербурга до Москвы — 650 километров — скорый поезд преодолевал за 12 часов.

В 1850-54 гг. на Александровском заводе в Петербурге были построены первые отечественные пассажирские вагоны. К концу 19 века длина сети железных дорог России составила 53,2 тыс. км. В начале 1900-х годов было построено еще 22,6 тыс. км.

 

Подробнее о ЦАРСКОСЕЛЬСКОЙ Ж/Д и о КВЖД смотри в докладе Гарбузова Н. (7 класс)