В.Н. Долгоруков (Владимиров). В былой Москве. НА ПАТРИАРШИХ
Из пяти катков два были облюбованы светским обществом Москвы — Патриаршие пруды и «Яхт-клуб» на Петровке. Первый был давнишним местом катанья на коньках московского дворянства и во второй половине XIX и в начале XX века числился в списке мест, обязательных для посещения детьми и молодежью из «хороших домов».
Новая буржуазия ко второму десятилетию XX века перенесла катанье на каток «Яхт-клуба» (и название звучит по-заграничному, и местоположение нейтральное!). Поэтому на Патриарших можно было видеть лишь жителей особняков арбатских переулков, Поварской, Никитских и Спиридоновки, а в «Яхт-клубе» — представителей иностранного капитала и тянувшуюся за ними русскую «золотую молодежь». Но к 1913 году мода на Патриаршие стала угасать и среди указанного общества катанье на коньках считалось устарелым видом спортивного развлечения и даже чем-то «неприлично демократическим».
На Патриарших все было весьма примитивно. Кособокий, солидной давности деревянный павильон, проще говоря, несуразно сколоченный из тонких досок, выкрашенный в темно-серую краску дом, стоял на одном берегу пруда. Внутри располагались касса, гардероб, прокат коньков и буфет.
Все помещение отапливалось одной чадившей железной печкой с железной трубой, тянувшейся через все помещение. Буфет был жалкий, и, насколько помню, там продавали фруктовую воду и подозрительного свойства перележалые конфеты. Билет на каток стоил 20 копеек, в праздничные дни цена повышалась до 50 копеек. С противоположной стороны пруда помещалась деревянная «раковина» — крытая эстрада, на которой по праздникам и в один из средних дней недели играл военный оркестр.
Излюбленным, вернее традиционным, видом коньков были коньки «Снегурочка», и только «экстравагантные» представители светского общества позволяли себе кататься на норвежских или иных модных за границей коньках.
Фигурным катаньем никто не занимался, это считалось «дурным тоном», чем-то вроде «циркачества», а о беговых коньках вообще не могло быть и речи: они, как и конькобежные состязания, проводившиеся иногда на Патриарших, считались чем-то в высшей степени «неприличным», пустым развлечением для уличных мальчишек или спортом для мелкого мещанства.
Далее читайте в книге В.Н. Долгорукова (Владимирова) «В былой Москве».
Составитель Е.С. Дружинина (Шервинская)
Подробный и живой рассказ о Москве написан «потомком Пиковой дамы» князем Владимиром Николаевичем Долгоруковым. Задуманный как справочник для театральных постановщиков, не имевших представления о быте дореволюционной России, рассказ перерос первоначальный замысел и вылился в пространное повествование об улицах города и его ушедшей жизни, буднях и праздниках, театрах, ресторанах, извозчиках, одежде и прочих деталях, характеризующих эпоху почти столетней давности. Текст иллюстрирован старыми фотографиями, открытками, а также акварелями московских художниц О. и М. Соловьевых