Семинар Греко-Латинского Кабинета в Центре античной и средневековой философии ИФ РАН

 

23.01.12

 

 

Участники семинара Греко-Латинского Кабинета по античной философии и литературе в связи с подготовкой к конференции Socratica III в Тренто (23-25 февраля 2012) решили заняться выяснением вопросов, связанных с самим термином «сократики» и понятием «сократическая философия».

Исходя из двух основных принципов работы семинара (1. Бытие есть — небытия нет, 2. Прежде чем выяснять каково нечто, нужно узнать, есть ли оно) участники семинара постарались также выяснить, верен ли принцип: «хоть горшком назови только в печь не сажай» для историко-философских исследований, в частности, можно ли применять термин «сократики» к интеллектуальным движениям эпохи конца 5 — первой половины 4 века. Прилагательное «sokratikoi» впервые употреблено Аристотелем (то есть едва ли раньше 350-х гг.) для обозначения определенного вида литературных произведений: sokratikoi — logoi, а не ученики Сократа. Тем не менее, в традиционных изложениях истории философии вслед за софистами помещают раздел, посвященный Сократу и «сократикам». При этом создается впечатление, что софисты магически исчезают в 399 году, сразу после казни философа Сократа…

В связи с этим возникают следующие вопросы. Кто такие софисты, и какова была судьба софистического движения в первой половине четвертого века? Была ли у Сократа школа (кроме «мыслильни», изображенной Аристофаном)? Если никто не знал «сократиков» в начале четвертого века, то когда и в связи с чем появился этот термин как обозначение последователей Сократа?..

Но главным остается выяснение того, каковы были действительные процессы в интеллектуальной жизни греческого мира первой половины четвертого века? Существовали ли и что на самом деле представляли собой «философские школы» так называемых «сократиков» (Евклида, Федона, Аристиппа)? Как следует, исходя из исторических реалий четвертого века, интерпретировать термины «софист» и «философ»?

Участники семинара считают, что ответы на эти вопросы имеет большую важность для правильно понимания как данного периода истории греческой философии, так, в частности, и того, действительно ли «сократики» были неким промежуточным звеном между Сократом и Платоном и его учеником Аристотелем?

Из заданных вопросов далеко не все находят ответы в предлагаемых докладах, однако мы надеемся, что нам удалось провести некоторые общие установки, позволяющие найти принципиально верный подход к рассматриваемому периоду.


Вашему вниманию будут предложены следующие доклады:

1. Ю. А. Шичалин. Сократ-пифагореец — изобретение Платона?

2. А. В. Усачева. «Сократики» как адресаты эпидейктических речей Исократа
(Против софистов, энкомий Елене, Бузирис).

3. О. В. Алиева. Сократический протрептик: в поисках жанра.

4. А. И. Золотухина. Критон-сократик: пример создания фиктивного представителя школы.

Семинар будет проходить в Центре античной и средневековой философии и науки ИФ РАН
(директор Центра — доктор философских наук Валерий Валентинович Петров) 14 февраля в 14.00 (ауд. 516).
Ул. Волхонка 14

http://iph.ras.ru/amphas.htm
http://www.mgl.ru
 

Все новости