Н.Н. Трухина, А.Л. Смышляев. Хрестоматия по истории Древней Греции
Эта Хрестоматия составлена, в первую очередь, для учителей средней школы. Перед нашим мысленном взором стоял преподаватель, желающий углубить свои знания, разыскивающий дополнительные сведения во многих, зачастую труднодоступных книгах. Почему бы не собрать полезные материалы в одном месте, в виде продуманной подборки?
Вторым, опосредованным (через учителя) адресатом нашей книги представляется школьник, обделенный конкретным историческим знанием. Современные «телевизионные» дети мало читают, в школе, к сожалению, они работают больше с понятиями, чем с живыми событиями и образами. Сухие, абстрактные сведения, не затрагивающие душу, не закрепляются прочно в детских умах, в то время как талантливо пересказанный или прочитанный сюжет из Геродота или Плутарха останется в памяти навсегда, благотворно воздействуя на важные пласты личности.
Значительная часть текстов нашей Хрестоматии предназначена для взрослых: это выдержки из произведений авторов нового времени, вступительные статьи к разделам и подразделам, примечания. Здесь содержится материал и для практического использования и для повышения общей эрудиции, поскольку багаж хорошего преподавателя подобен айсбергу, большая часть которого скрыта в глубине. Отрывки из произведений античных авторов или прямо адресованы детям (для чтения и декламации), или могут дойти до них в пересказе учителя. Сцены из греческой комедии и трагедии в разделе «Школьный театр» адаптированы таким образом, чтобы их можно было поставить силами учащихся. В разделе «Греческие образы в русской поэзии» подобраны стихотворения, которые с помощью учителя могут быть усвоены детьми 11—12 лет. Вообще декламация поэтических произведений является, на наш взгляд, действенным и культурным по своей природе педагогическим средством, более адекватным благородному предмету древней истории, чем кроссворды, угадайки, тесты и другие методические средства уровня «поля чудес». Хотелось бы, чтобы Хрестоматия попала в руки преподавателей, приверженных умирающему великому жанру учительского рассказа.
Содержание // Н.Н. Трухина, А.Л. Смышляев. Хрестоматия по истории Древней Греции
Краткие сведения об античных авторах // Н.Н. Трухина, А.Л. Смышляев. Хрестоматия по истории Древней Греции
Имре Тренчени-Вальдапфель. Музы // Н.Н. Трухина, А.Л. Смышляев. Хрестоматия по истории Древней Греции
Имре Тренчени-Вальдапфель. Орфей и Эвридика // Н.Н. Трухина, А.Л. Смышляев. Хрестоматия по истории Древней Греции
Гесиод. Теогония // Н.Н. Трухина, А.Л. Смышляев. Хрестоматия по истории Древней Греции
А. Пиотровский. Древнеаттическая комедия // Н.Н. Трухина, А.Л. Смышляев. Хрестоматия по истории Древней Греции
Образы греческого мира в русской поэзии // Н.Н. Трухина, А.Л. Смышляев. Хрестоматия по истории Древней Греции