В. Йегер. Пайдейя. Воспитание античного грека
Т. I, II
История греческого образования от Гомера до софистов
Том. I. Перевод А.И. Любжина
Том II. Перевод М.Н. Ботвинника
ПРЕДИСЛОВИЕ
Я предаю печати историческое исследование, предпринятое с целью решения задачи, за которую до сих пор еще никто не брался: всесторонне изучить греческий мир на фоне античного эллинского воспитания — пайдейи. Сколь бы часто ни предпринимались попытки изобразить государство и общество, литературу, религию или философию греков в их развитии, очевидно, до сих пор еще не пробовали исторически представить процесс формирования античного грека и интеллектуальную задачу построения идеального образа человека в их взаимодействии. Но не это привходящее обстоятельство заставило меня заниматься работой, ожидавшей до поры своего труженика; я надеялся таким образом обнаружить, что от этой великой духовно-исторической проблемы зависит более глубокое понимание единственного в своем роде воспитательного творчества, благодаря которому эллинство сохраняет свое влияние на последующие эпохи.
Первый том включает в свой состав возникновение, развитие и кризис греческого образования в эпоху героического и политического человека, т. е. ранний и классический период жизни греческого народа. Он заканчивается гибелью аттической державы. Второй том должен представить духовное восстановление в платоновский век, его борьбу за государство и образование и превращение греческой культуры в силу, овладевшую всем миром. Я предполагаю рассмотреть также и формы приобщения Рима и христианства античной эпохи к образовательному процессу, чьей отправной точкой является Греция.
Эта книга адресована не только ученому миру, но и всем, кто в наш век стремится сохранить традиции тысячелетней культуры и сегодня вновь пытается найти путь к Элладе. Довольно часто с трудом удавалось согласовать стремление дать обширный исторический обзор и настоятельную потребность в углубленном анализе разнообразного материала ради возможно более точного исследования каждой отдельной области, которая представлена в нашей книге. Рассмотрение античности с точки зрения, представленной в этой книге, прежде всего давало возможность выявить массу новых проблем, которые в течение десяти лет занимали меня как преподавателя и ученого. Ради сохранения композиционной целостности я отказался от того, чтобы прибавить результаты этих исследований в виде отдельных дополнительных томов, которые слишком сильно увеличили бы все произведение. Обоснование моей позиции по отдельным вопросам можно будет почерпнуть в самой сущности рассматриваемого предмета, поскольку рассмотрение везде исходит непосредственно из истолкования оригинальных текстов и ставит факты в определенный контекст, благодаря которому они естественным образом находят свое объяснение. Цитируемые места античных авторов даны в примечаниях, как и необходимейшая литература, особенно когда она непосредственно затрагивает вопросы истории воспитания. Где было необходимо более пространное обоснование, оно также выливалось в форму примечаний, но такие примечания редки. Подобного рода частные работы я заранее опубликовал в виде отдельных монографий и здесь даю лишь краткие ссылки на них, некоторые исследования еще последуют в будущем. Отдельные монографии и данная книга с научной точки зрения представляют собой единое целое и находятся друг с другом в непрерывном взаимодействии.
Во введении я попытался очертить положение греческой пайдейи в истории, рассматривая его в самом общем виде и в рамках типического. Там также кратко сказано, какое влияние оказывает обращение к греческой форме воспитания на наше отношение к гуманизму предшествующих эпох. Эта проблема сейчас стала более жгучей, чем когда-либо, и вызывает особенно острые споры. Ее современное решение, конечно, не может быть выведено из простого исторического исследования, как то, которое было предпринято в данной книге, поскольку речь идет о нас, а не о греках. Но познание сущности такого явления, как греческое воспитание, — необходимая основа для любого современного педагогического знания и волеизъявления. Этому убеждению я обязан своими научными занятиями вышеуказанной проблемой, и его воздействию — этой книгой.
Вернер ЙегерБерлин-Вестэнд, октябрь 1933 года
Содержание I тома
Предисловие
Предисловие ко второму немецкому изданию
Предисловие ко второму английскому изданию
Введение. Положение Греции в истории воспитания
Книга первая. Ранняя эпоха Греции
I. Знать и арете
II. Культура и воспитание гомеровской знати
- Гомер как воспитатель
- Гесиод и крестьянство
V. Спартанское государственное воспитание
VI. Правовое государство и его гражданский идеал
VII. Самооформление индивидуума
в ионийско-эолийской лирике
VIII. Солон и начало политического образования
в Афинах
IX. Философская мысль и открытие космоса
X. Борьба и преображение знати
XI. Культурная политика тиранов
Книга вторая. Вершина и кризис аттического духа
II. Трагический человек Софокла
- Софисты
- Еврипид и его время
V Комедия Аристофана
VI. Фукидид как политический мыслитель
Примечания
Содержание II тома
Великие воспитатели и система воспитания. Четвертый век
Греческая медицина как Пайдейя.
Греческая медицина — часть системы воспитания
Проблема Сократа
Сократ-воспитатель
Платон и его учение в круговороте веков
Малые сократические диалоги Платона. Арете как
философская проблема
«Протагор». Пайдейя софистов и Пайдейя Сократа
«Горгий». Воспитатель как государственный деятель
«Менон». Новый подход к познанию
«Пир» Платона. Эрос в понимании Платона
«Государство» Платона
- Введение
- Проблема идеального государства с точки зрения
- справедливости
- Преобразование древней Пайдейи
- Критика мусического образования
- О гимнастических упражнениях и медицине
- Воспитание в государстве справедливости
- Воспитание женщин и детей
- Расовый отбор и воспитание лучших
- Воспитание воинов и военная реформа
- Философ в государстве Платона
Примечания
Примечания научного редактора