Андре Скобельцин. Нарцисс, или мастерская взгляда

 

Библиотека моего института...

Я включаю компьютер, запускаю с лазерного диска энциклопедию искусств. Один щелчок — и вновь я в сказочной пещере Али-Бабы.

Здесь к моим услугам все сокровища мира, подробно разработанные, снабженные внушительным комментарием; однако какое-то непонятное оцепенение всякий раз задерживает меня на самом пороге. Мысли разбегаются; я пытаюсь собрать их, сосредоточиться на чем-то определенном, будь то Венера Милосская или сезанновы купальщицы, — и лишь скольжу поверх этих прекрасных, блестящих, бесстыдных картинок, не видя их и томясь скукой, как меж бесконечных стеллажей рядового супермаркета.

Нарцисс представляет собою попытку описать становление мировоззрения в древнегреческом мире и в наши дни. Отчасти речь пойдет и о присущем нам видении, сложившемся в среде, подобной этому чисто функциональному, ничем не примечательному читальному залу, где я пишу этот текст в своей записной книжке; о точке зрения пресыщенного, задыхающегося от избытка информации потребителя, предопределенной как техническими средствами, что находятся в его распоряжении, так и знаниями, что ему доступны. В то же время Нарцисс — попытка оградиться от этого мира с его постылым многообразием; выражение взгляда личного и беспристрастного, серьезного и неглубокого, словом, такого, который постигает видение другого сквозь призму его произведений и стремится быть достойным своей цели. Чтобы достичь ее, мне потребовалась форма выражения, соответствующая поставленной мной задаче. Читатель не увидит в книге фотографий — одни наброски. Никаких готовых знаний — лишь герои, исследователи, толкующие о своем восприятии древнегреческого и современного искусства. Никаких безапелляционных суждений — только диалоги, не разрешающие ни сложностей, ни противоречий.

Автор

 

«Глаз, видящий другой глаз и вбирающий в себя лучшее в нем —
то, как именно он видит, — может таким образом узреть себя самого».

Сократ в «Первом Алкивиаде» Платона

 

 

СОДЕРЖАНИЕ
 

Вступление

 

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Ордер и свободный план
Возврат к вступлению
О лепнине на пустых швах
Игра отражений
От каменной кладки до панельной перегородки
Гермес и Меркурий
Кровь, празднество и зеркало

 

ГЛАВА ВТОРАЯ

В кафе
Город в перспективе
Тело и схема
Улисс и Тэнтэн
Ребенок и абстрактное
От золота прыжком блохи
Геродот и инопланетяне

 

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

На велосипеде
Главная метафора
Раб и черный ящик
Рабовладелец и современный потребитель
Произведение и производство
Правда, ложь и рассеянность
Гармония и препарирование

 

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

У телефона
Преемственность, разрыв и созидание
Искусство, наука и боги
Солнечные часы и большой взрыв
Время шедевра
Испытание временем
О природе богов

 

ГЛАВА ПЯТАЯ

В машине
Оценка и награда
Ученик и учитель лицом к лицу и как винтики машины
Любовник и учитель
Дерево свободы
Рынок знаний
Аллегория и требования

 

ГЛАВА ШЕСТАЯ

На площади
Что есть красота
Олимп и святой дух
Мрамор и стекло
Здесь и сейчас?
Риторика и коммуникация
Хитон и мешок

 

ГЛАВА СЕДЬМАЯ И ПОСЛЕДНЯЯ

В туристическом агентстве
Человек, атом и вселенная
Правила и нововведения
Полет и грядущий мир

 

УКАЗАТЕЛЬ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

НАДПИСИ НА РИСУНКАХ

КОММЕНТАРИЙ (составил К. Б. Маркус)

УКАЗАТЕЛЬ АНТИЧНЫХ МАСТЕРОВ (составил А. И. Любжин)

 

Книги ГЛК